- Для начала определим направление и силу ветра. Судя по флагу на мачте,
дует чистый норд. Сила его, если судить по волне в заливе, балла два: в
более свежий ветер были бы видны барашки. Не забывайте, однако, что в
бухте под берегом ветер может не совпадать с общим направлением, а сила
его меньше.
Отход от бона при отжимном ветре.
Задание такое: отойти от бона, полным курсом дойти до буя, стоящего
посреди бухты, обогнуть его, вернуться назад. Каких это потребует
действий? Давайте разберем основные маневры - проделаем это упражнение
сначала на берегу.
Направление ветра - наиболее благоприятное для отхода: он отжимает
швертбот от бона. Ставим лодку правым бортЪм к бону. Шкот растравлен,
парус свободно развернуло ветром. Вообще в более свежий ветер, да и на
яхте покрупнее "Оптимиста", для постановки парусов следовало бы стать на
швартов носом к бону - в левентик, но сейчас в этом необходимости нет.
Рулевой садится на наветренный правый борт, румпель берет в левую руку,
шкот - в правую. Швертбот пойдет в бакштаг правым галсом. В момент
отхода лучше увалиться под ветер, чтобы быстрее отойти от бона и набрать
ход. Неплохо, если вы сможете оттолкнуть лодку от бона и задать ей ход
вперед.
Вы спрашиваете, можно ли будет отойти, если швертбот стоит у того же
бона, но с наветра? Конечно. Если ветер прижимной - веслом отгребите
подальше, а там, уже имея небольшой ход, направьте лодку на нужный галс
и подбирайте шкот. Само собой, шверт должен быть опущен. Для тяжелой
яхты дело сложнее, однако и здесь стараются сначала обойтись без
парусов: например - выбираются на якоре,
Когда будете приводиться до заданного курса на буй, не забывайте, что
сначала нужно повернуть руль, а затем уже выбирать шкот до положения,
при котором парус стоит, не заполаскивая. Старайтесь выполнять все
маневры плавно, иначе можете проскочить линию курса, - придется
уваливаться вновь, швертбот из-за этих рысканий потеряет ход. Буй
держите точно по носу. Снос из-за дрейфа можете не учитывать, так как
расстояние до буя невелико.
Не забывайте, что "Оптимист" поворачивается буквально "на пятке". Чтобы
не навалить на буй, надо оставить его позади - на две-три длины
швертбота, и только после этого начинать поворот.
Выполнять поворот оверштаг нужно, не мешкая. Инерция у легкого суденышка
мала, стоит на миг задержаться в положении левентик - оно получит задний
ход. Вообще говоря, и в таком положении поворот может быть завершен. Для
этого нужно задержать рукой гик, чтобы парус работал в обратную сторону,
и переложить руль на противоположный борт, а когда линия ветра будет
пройдена, лечь на нужный курс. Это, однако, уже крайняя мера. При таком
повороте на заднем ходу яхта теряет скорость и высоту. Может получиться,
что буй вообще не удастся обогнуть, тогда придется все начинать снова.
Исправление неудавшегося поворота оверштаг.
Обогнув буй, вы ложитесь на обратный курс и идете в лавировку. Ветер
сейчас не сильный, но все равно не забывайте откренивать швертбот. На
крутых к ветру курсах располагайтесь, сидя на днище у наветренного
борта. При слабых ветрах этого вполне достаточно, чтобы компенсировать
возникающий крен. При усилении же ветра придется садиться на наветренный
борт и откренивать лодку более энергично, откинувшись на ветер и держась
ногами за ремень, закрепленный у противоположного борта. Вот здесь-то и
понадобится удлинитель румпеля - "кочерга": им можно управлять лодкой,
не нагибаясь за румпелем.
Реагируйте на каждый порыв ветра, соразмеряя свои усилия по открениванию
с его силой. Если при внезапном ослаблении ветра вовремя не
передвинуться внутрь лодки, швертбот может оказаться залитым через
наветренный борт. При плавании вблизи берега учитывайте, что швертбот
может
В слабый ветер. Откренивание швертбота.
В сильный ветер. Откренивание швертбота.
неожиданно для вас оказаться в ветровой тени от высоких зданий или
деревьев - ветер пропадет. И наоборот: на парус может обрушиться
внезапный порыв ветра, дующего, как из трубы, из какой-либо выходящей к
берегу улицы, ложбины и т. п.
Если почувствуете, что откренивать лодку трудно, потравите шкот, идите с
частично обезветренным парусом.
Теперь разберем основные правила подхода к бону.
При отжимном ветре, дующем сейчас, подходить к бону нужно в бейдевинд.
Ход при этом в любой момент можно уменьшить до нуля, приводя лодку в
левентик или растравливая парус. У самого бона разверните швертбот
бортом к бону и, растравив шкот, гасите ход, одерживайтесь за бон рукой.
Если швертбот с растравленным парусом остановится слишком далеко от
бона, придется выбрать шкот и повторить подход. Все будет зависеть от
того, насколько хорошо рулевой чувствует ход судна, его инерцию.
Подойти к бону при прижимном ветре - проще. Лучше всего подходить
курсом, близким к галфвинду. Зная инерцию своей лодки, рулевой, не
доходя определенного расстояния до места швартовки, растравливает
гика-шкот, чтобы обезветрить парус. Лодка теряет ход, ветром ее
прижимает к причалу. Растравливать шкот нужно по возможности ближе к
причалу, чтобы дрейф был недолгим и лодка не успела развернуться носом
по ветру. Швартовка к наветренной стороне бона, однако, нежелательна,
поскольку в свежий ветер можно повредить борт, особенно если нет
кранцев.
Подход к бону при отжимном ветре.
Подход к бону при прижимном ветре.
Отход при ветре вдоль бона.
Подход к бону при ветре вдоль него.
Если ветер дует вдоль бона, нужно подходить к нему в крутой бейдевинд
с таким расчетом, чтобы у самого бона привести лодку к ветру, растравить
парус и по инерции "притереть" ее бортом к кромке бона. Если свободная
длина причала достаточна, можно приводиться в непосредственной близости
от бона и спокойно двигаться вдоль него, пока лодка полностью не
остановится. Если же причал впереди занят стоящими яхтами, важно очень
точно рассчитать инерцию лодки, чтобы она остановилась в пределах
свободной части бона.
Заодно отметим, что и отходить от бона при ветре вдоль него несложно.
Швертбот ставится носом против ветра, шкот растравлен. Отдают носовой
конец и, сильно оттолкнувшись - задав ход вперед, рулем отводят швертбот
от бона, подбирают шкот. Лодка ложится в полный бейдевинд или галфвинд и
постепенно набирает скорость.
На этот раз разрешаю швартоваться любым способом, как кому покажется
удобнее. Главное - избегайте навала на бон!
Это был незабываемый день. Когда каждый из ребят по разу прошел до буя и
обратно, Жорес Иванович собрал всех и подвел итог:
- Будем считать, что с первым заданием справились все. Отдельные огрехи
пока не в счет. Глаз у вас еще не наметан, инерцию вы чувствуете плохо -
все это так и должно быть. Поэтому и буй многие обогнуть не сумели, и к
бону не сразу подошли. Шкот у большинства был перебран, а у некоторых
-недобран. Все слишком жестко держали румпель, резко его дергали,
швертбот поэтому все время рыскал. В такой ветер румпель нужно держать
двумя пальцами. Кое-кто, прямо скажем, вообще "ехал, куда бог пошлет".
Вот разберем один неудачный маневр. Кто-то из вас - я забыл его имя,
проскочил торец бона и растерялся, стал против ветра, потерял ход. В
результате швертбот повернуло на левый галс и погнало обратно к бую.
Тут, набрав ход, нужно было спокойно делать поворот оверштаг и снова
идти к бону. Рулевой стал нервничать, вместо оверштага у него получился
поворот фордевинд, к которому он не готовился. Гик перебросило с борта
на борт так, что, будь ветер посвежее, рулевой купанья не избежал бы,
тем более, что и сесть правильно - посредине корпуса - он не успел...
А вот - типичная ошибка. Все хорошо шли по ветру, но ведь надо помнить
при этом направление генерального курса! А некоторые вместо того, чтобы
сделать поворот оверштаг и сразу идти к бону, сделали один, а то и два
поворота фордевинд, пока сообразили, что к чему. После поворота,
особенно, непроизвольного, начинающие яхтсмены обычно теряют ориентацию.
Чтобы этого не случилось, прежде всего, не допускайте, чтобы швертбот
поворачивал, когда ему заблагорассудится. А готовясь к повороту, заранее
определяйте будущий курс.
Каким образом? Давайте разберемся. Например, ваша яхта идет в крутой
бейдевинд, угол между направлением ее движения и ветром составляет
примерно 45°. Каков лавировочный угол? Правильно, -90°. Это значит, что
после поворота оверштаг ее курс пройдет перпендикулярно прежнему. На
лавировке, когда лодка против ветра идет зигзагами, но неизменно под 45°
к нему, легко определить точку поворота: нужно, чтобы верхний знак
оказался как раз напротив наветренного борта - на линии траверза, т. е.
перпендикулярно курсу. Если этот угол между курсом и направлением на
знак меньше прямого - вы еще не дошли до точки поворота, если больше -
уже проскочили.
Еще совет. Не бойтесь скорости, подходя к причалу в бейдевинд. Вы уже
убедились, что швертбот останавливается мгновенно, стоит привестись в
левентик или просто растравить парус. А вот при преждевременной потере
хода швертбот быстро снесет от бона, подход нужно будет начинать снова.
А в целом, повторяю, вашим первым выходом я доволен. Скоро закончим
второй швертбот. К тому времени надо успеть освоить и азы гоночных
правил!