Такая команда на любом корабле служит сигналом для принятия
немедленных действий для спасения человеческой жизни. Капитан должен
изменить курс так, чтобы оказаться в непосредственной близости от
тонущего и иметь возможность поднять его на борт.
Был у нас случай, когда на чемпионате ВМФ по морскому многоборью экипаж
яла, заканчивавшего парусную гонку первым, сошел с дистанции, чтобы
спасти тонущего рыбака. На закрытии соревнований адмирал, прежде чем
награждать победителей, объявил перед строем благодарность тем, кто спас
жизнь человека.
Обнаружить среди волн и не потерять из виду тонущего - дело не простое.
Подойти же к нему на парусной лодке может только умелый рулевой.
Однажды в Таллине, в Пирите, - это там, где находится теперь Парусный
центр, мне привелось наблюдать такой эпизод. Швартуя гребную лодку к
буйку, возвращавшийся с рыбалки в заливе человек свалился в воду. Берег
был совсем рядом, но рыбак этот, видимо, плавать не умел, и стал звать
на помощь. И вот два паренька на швертботе "Кадет", тренировавшиеся на
реке вблизи клуба, в мгновение ока сделали поворот и оказались около
тонущего, осторожно подойдя с подветра, чтобы не ударить его корпусом.
Втащить его на швертбот им оказалось не под силу, удалось только
навалить грудью на наветренный борт, и в таком вот "полупогруженном"
положении они успели доставить его на берег раньше, чем мы подбежали к
месту происшествия.
Не сомневаюсь, вы всегда будете помнить правило: прийти на помощь
человеку, оказавшемуся за бортом, - долг чести каждого яхтсмена!
Подход к бую или плавающему человеку.
Проведем занятие, которое даст вам необходимые для этого практические
навыки. Итак, вам необходимо оказаться точно в нужной точке, подойдя к
ней без хода - против ветра с растравленным парусом. Упростим задачу.
Вам нужно пришвартоваться к тому самому бую, вокруг которого вы учились
делать повороты. Кстати, такого рода маневр делают все яхты, которые
швартуются, как правило, носом к бую, а кормой к бону. Яхта сначала
подходит к бую, экипаж убирает паруса, а потом, подав бросательный конец
на бон, подтягивает ее к нему кормой.
Яхта может выходить к бую любым курсом по отношению к ветру, однако
конечный маневр подхода всегда одинаков: у буя она должна потерять ход,
а для этого ее нужно поставить носом против ветра, в левентик.
Выполнение подхода требует точного расчета, хорошего глазомера, четкости
действий, так что успех достигается по мере накопления достаточного
опыта.
Результатом подхода яхты к бую является закрепление за его рым
швартовного конца, а мы будем считать, что задача решена, если вам
удастся, стоя в левентик с растравленным парусом, коснуться буя рукой.
Проработаем действия рулевого сначала теоретически - на бумаге.
Предположим (смотри схему вверху), что вы идете курсом бакштаг или
галфвинд, а буй - это может быть опрокинувшийся швертбот или плавающий
человек - находится от вас с подветра. Пройдя траверз буя, увалимся до
фордевинда, затем сделаем поворот фордевинд и сразу же приведем швертбот
в левентик так, чтобы он встал как раз у буя.
При выполнении этого упражнения обратите внимание на расстояния, на
которых вы будете огибать буй. На схеме я обозначил их буквами А и 5,
поскольку для каждой конкретной яхты и различных условий они будут
разными. А и Б зависят от поворотливости яхты, ее инерции, скорости,
силы ветра, волнения и течения на акватории, слаженности работы экипажа,
- словом, это уравнение с шестью неизвестными! Решить его помогает
только тренировка.
Для легкого "Оптимиста", который поворачивается чуть ли не на месте и в
средний ветер после приведения в левентик теряет скорость почти
мгновенно, можно считать, что А = 4 ... 6 м и Б = 3 ... 4 м.
Для вашей лодки все-таки лучше немного проскочить буй, чем не дотянуть
до него, ибо первую ошибку можно исправить простым дрейфом под ветер, а
при второй придется делать повторный заход: когда же речь идет о
спасении человека, потеря времени недопустима!
В свежий ветер поворот фордевинд опасен, поэтому многие рулевые
предпочитают выполнять маневр несколько иным способом - без поворота. Не
доходя определенного расстояния до траверза буя, рулевой уваливает лодку
на фордевинд и, спустившись на то же расстояние Б, приводит швертбот к
ветру - в левентик.
Если швертбот проходит с подветра от буя, то достаточно привестись до
бейдевинда в тот момент, когда лодка гарантированно выходит на буй, и
закончить маневр все тем же левентиком в непосредственной близости от
буя. В очень свежий ветер и при большой волне, когда нет уверенности в
точном выходе на буй, лучше взять курс немного - на 2 - 3 м -
наветреннее цели. Выйдя сюда в полный бейдевинд или даже в галфвинд,
рулевой может растравить шкоты и сдрейфовать к бую. Потравливать шкоты
можно начать заранее; важно, чтобы, регулируя скорость хода и дрейф, вы
оказались в нужном месте за кратчайшее время.
Маневрирование при подходе к человеку, плавающему в воде, в принципе
ничем не отличается от подхода к бую. Разница лишь в том, что буй стоит
на месте - не дрейфует и, наконец, за него достаточно зацепиться
отпорным крюком, а к человеку нужно подойти так, чтобы было удобно
поднимать его на яхту. Правда, на наш маловместительный "Оптимист" можно
взять не всякого человека и не во всякую погоду.
Если речь идет о спасении взрослого человека, лучше подать пострадавшему
конец и отбуксировать его к берегу. Ни в коем случае нельзя втаскивать
человека через борт - швертбот опрокинется! В крайнем случае, если
спасаемый вами человек имеет небольшой вес, надо помочь ему забраться в
лодку через транец.