- Через несколько дней на пионерской верфи вновь кипела работа -
ребята размечали основные детали деревянной "парусной доски" по
набросанным Сашей эскизам. Жорес Иванович, ознакомившись с ними, только
упростил конструкцию и форму поплавка, чтобы его проще было обшивать
фанерой.
Характеристики виндсерфера
Поплавку виндсерфера приданы комбинированные обводы: в носу -килеватые,
а в корме - плоскодонные с широким транцем. Благодаря этому в свежий
ветер снаряд может глиссировать и в то же время легко всходит на
встречную волну. Однако из-за килеватости днище в носу уже нельзя
сделать из одного сплошного листа фанеры. Придется склеивать днище из
трех частей: двух носовых листов (правого и левого), состыкованных в ДП
на киле, и одного сплошного листа в корме; поперечный стык расположен на
шп. 5.
А вот палуба - плоская. Со склейки "на ус" заготовки палубы из листов
4-миллиметровой фанеры собственно и началась постройка виндсерфера: ее
пришлось склеивать из трех частей, иначе не удавалось получить нужную
длину 3650 мм.
На листе палубы разбили сетку: провели линию ДП; на ней разметили
рисками положение каждого шпангоута; при помощи большого угольника
прочертили через эти точки линии шпангоутов, перпендикулярные ДП; на
каждом шпангоуте отложили полушироты палубы и соединили точки плавными
линиями по гибкой рейке.
Конструкция поплавка. Детали поплавка: киль,
палуба, бортовины. 1 - левый и правый носовые листы днища, 4 х 340 х
2400; 2 - кормовой лист днища, 4 х 670 х 1450; 3 - гнездо для плавника;
4 - транец; 5 - пенопласт; 6 - палуба, 4 х 670 х 3600; 7 - бимс, 12 х
32; 8 - киль, детали вырезать из доски 12 мм; 9 - бортовины из доски 12
мм; 10 - носовая бобышка; II - рейка, 15 х 15; вставить между
шпангоутами. 12 - накладка швертового колодца, 12 х 120 х 750; 13 -
заглушка отверстия степса 20 х 90 х 1000; 14 - накладка.
Заготовки шпангоутов вырезали из 3-миллиметровой фанеры. К каждой
заготовке в строгом соответствии с чертежами приклеили (с запрессовкой
гвоздиками) реечки сечением 15X15 мм для крепления шпангоута к палубе,
днищу, килю и бортовым доскам. Очень важно крепить эти планочки именно с
той стороны, с какой показано на чертеже, иначе потом трудно будет снять
с них малку. К днищевой части шп. 5 рейки нужно приклеить с обеих
сторон, чтобы создать опору для кромок стыкуемых листов обшивки.
Для облегчения конструкции посередине в шпангоутах стоит сделать вырезы.
Вроде бы экономия в весе пустяковая, а если сложить вместе все
вырезанные части, получится уже больше килограмма - почти 4% полного
веса виндсерфера! А ведь от того, насколько легким будет корпус, зависит
скорость под парусом. Снимем побольше фасочки со всех "свободных" кромок
реек - там, где не имеет значения площадь их поверхности. Поменьше будем
расходовать клея и металлического крепежа. Не будем красить внутреннюю
поверхность - достаточно покрыть ее лаком. Вот все эти меры, вместе
взятые, помогут сделать наш снаряд легким на ходу.
Из хорошо простроганных досок разметим и вырежем детали киля (носовую и
кормовую части, стенки швертового колодца) и бортовины. На киле и
бортовинах нанесем линии положения всех шпангоутов, в дальнейшем это
упростит сборку поплавка. Для этой же цели на внутренней стороне палубы
прочертим две параллельные линии, отстоящие от ДП по 6 мм на каждый
борт: это - положение граней киля, прилегающих к палубе. По этой
12-миллиметровой полосе заранее разметим и насверлим в шахматном порядке
отверстия под гвоздики для запрессовки.
Затем, закрепив киль при помощи нескольких брусочков, смажем клеем его
верхнюю кромку и 12-миллиметровую полосу на палубе. Наложив палубу на
киль и проверив совпадение линии ДП на фанере с серединой киля,
зафиксируем положение листа, забив пару гвоздей вблизи шп. 3, а затем
запрессуем гвоздиками все соединение, идя от середины в нос и корму.
Следующая операция - подгонка шпангоутов к палубе и килю и установка их
на место на клею и гвоздях. С кромок шпангоутов, примыкающих к палубе,
придется снять совсем небольшую малку: достаточно просто пройтись
рашпилем, чтобы фанера прилегала плотно. Одну из половин каждого
шпангоута крепим к килю, забивая сквозь него гвозди 2 х 30 в
вертикальную рейку шпангоута; вторую половину шпангоута крепим, забивая
гвозди сквозь такую же рейку в киль. Чтобы упростить и ускорить работу,
можно заранее просверлить отверстия под гвозди.
Шпангоуты в сборе. Вырезать из фанеры толщиной 3
мм; рейки - 12 х 12.
В самом носу к килю приклеим бобышку-брештук, состоящую из двух
половин с заранее выбранными в них гнездами для крепления бортовин.
Между шпангоутами прикрепим к килю в носовой части реечки,
предназначенные для приклеивания половин днищевой обшивки. Кроме того, в
киль врежем дополнительные поперечные планки, подкрепляющие палубу в
местах, где спортсмену больше всего приходится перемещаться: между шп. 2
- 3, 3 - 4, 4 - 5 и 5 - 6.
Теперь можно приступать к подгонке бортовин. Для этого нужно снять
кое-где небольшую малку с боковых вертикальных реек шпангоутов.
Одновременно проверим, временно прихватив бортовины к шпангоутам
гвоздями, плотно ли прилегают их кромки к палубе; там, где нужно, кромки
подстрогаем. Поставим бортовины на место, прихватив их к шпангоутам
струбцинами сначала в средней части, затем вблизи оконечностей поплавка.
Все соединения со шпангоутами промажем клеем; дополнительно закрепим
бортовины шурупами З х 28 - по два в каждый шпангоут. Головки этих
шурупов утопим на 2 -3 мм глубже поверхности бортовин, а потом
прошпаклюем эти места клеем с древесной мукой.
Как бы тщательно не был сделан поплавок, все равно внутрь будет
проникать немного воды. Надо предусмотреть возможность время от времени
воду из поплавка удалять. Для этого в транце сделаем сливную пробку;
можно приспособить металлическую завинчивающуюся пробку от какой-либо
банки.
Острой стамеской в каждом шпангоуте с обеих сторон киля сделаем
небольшие - 6 х 6 мм - угловые шпигаты; такие же водопротоки нужно будет
вырубить и в нескольких местах по кромке киля, прилегающей к днищу.
Самая ответственная операция - подгонка и установка обшивки днища.
Прикладывая рейку под углом к ДП, так, чтобы она касалась одновременно
шпангоутов, бортовин и киля, снимем малку со всех кромок набора, к
которым должны приклеиваться листы днища. Тщательно обчертим и обрежем
по контуру все три листа с небольшим (3 - 4 мм) припуском по бортам на
строжку после затвердевания клея. Трижды покроем внутренние поверхности
поплавка и днища олифой, оставляя чистыми места склейки: для этого можно
использовать все ту же липкую ленту соответствующей ширины. В носу и
корме плотно подгоним плиты легкого пенопласта, вставив его в промежутки
между брештуком и шп. 1, между транцем и шп. 6; в пенопласте тоже надо
сделать шпигаты, чтобы вода проходила к сливной пробке в транце.
Первыми устанавливаем носовые половинки днища, закрепляя их на клею и
гвоздиках 1 х 16 к набору. По килю и по шп. 5 крепление кромки листов
усилим шурупами 3 х 16, поставив их с шагом 200 мм. После затвердевания
клея прострогаем кромки настила палубы и днища, выступающие наружу за
бортовины; острые грани поплавка обработаем по радиусу 4 - 6 мм. Затем
все поверхности поплавка зачистим шкуркой и подготовим их под окраску.
Шверт и плавник снаряда склеим из фанеры и обработаем точно так же, как
и шверт "Оптимиста". В отверстия, просверленные в рейках на верхней
кромке шверта, заложим петлей капроновый шнур, за который будет удобно
вытаскивать шверт из колодца при плавании на попутных курсах и при
подходе к берегу.
Плавник можно вклеить в корпус наглухо, но для удобства перевозки и
хранения снаряда лучше сделать его съемным.