Краткие сведенья о парусных олимпийский и детско-юношеских классов,
олимпийские классы яхт
В программу Олимпийской регаты 1984 г. предполагается включить гонки
на яхтах семи классов, включая и парусную доску. Виндсерфер впервые
будет участвовать в Олимпиаде, а вот яхты "Звездного" класса - настоящие
олимпийские ветераны: медали на "звезд-никах" будут разыгрываться уже в
11-й раз! Кстати, "звезднику" уже более 70 лет - первые яхты этого
класса появились в 1911 г., "с чертежной доски" американского
конструктора Вильяма Гарднера. Тогда они строились-с обшивкой из досок и
с гафельным вооружением, а современный "звездник", так же, впрочем, как
и все его олимпийские "собратья", имеет стеклопластиковый корпус,
алюминиевый рангоут, дакроновые бермудские паруса.
Сильно изменились за 30 лет своей жизни также и "Финн" (разработан в
1950 г. шведом Рихардом Сарби) и "Летучий Голландец" (1951 г.; голландец
Уус Ван Эссен). Сейчас это полностью непотопляемые пластмассовые лодки,
снабженные большим числом снастей для настройки рангоута и парусов. К
слову сказать, "Финн" является одним из самых популярных классов в нашей
стране и именно на нем наши яхтсмены добились на предыдущих Олимпиадах
наибольших успехов: в 1968 г. Валентин Манкин стал олимпийским
чемпионом; серебряные медали завоевывали Александр Чучелов (1960 г.) и
Андрей Балашов (1976 г.); бронзовыми призерами были Виктор Потапов (1972
г.) и Андрей Балашов (1980 г.). Чаще всего именно с "Финна" юные
яхтсмены начинают свою олимпийскую карьеру.
Всего в третий раз будут разыгрываться олимпийские медали в классе
катамаранов "Торнадо". Первый из этих современных быстроходных судов был
построен в 1966 г. англичанами Р. Мачем, Т. Пирсом и Р. Уайтом.
Реджинальд Уайт и стал первым олимпийским чемпионом в этом новом классе,
победив в гонках 1976 г. на озере Онтарио.
Столько же олимпиад - две - и за кормой швертбота-двойки "470",
спроектированного в 1965 г. французским конструктором Андре Корню. В
отличие от "Финна", "Летучего Голландца", "Звездника" и "Торнадо",
корпуса которых сначала строились деревянными и сохранили обводы
неизменными и по сей день, хотя строятся уже из пластика, швертбот "470"
проектировался с учетом его постройки из новых материалов. Среди всех
олимпийских классов "470" - самый популярный (после парусной доски): в
мире зарегистрировано свыше 25 000 швертботов этого класса.
Наконец, килевая яхта "Солинг" - самое большое из судов олимпийских
классов, рассчитанное на экипаж из трех человек. Яхта имеет и самую
сложную оснастку (на ней более 50 различных блоков и шкивов, 30 ходовых
концов снастей, около 30 стопоров и т. д.), которая позволяет опытному
экипажу использовать ветер с максимальной эффективностью. Проект яхты
разработал в 1964 г. норвежский конструктор Ян Линге.
Яхтсмены - чемпионы Олимпиады-80
"Звездный" - Манкин В., Музыченко А., СССР; "Финн" - Рекхардт Э.,
Финляндия; "470" - Соарес М., Пени-до Э., Бразилия; "Летучий Голландец"
- Абаскал А., Ногер М., Испания; "Солинг" - Енсен П., Бандоловски В.,
Хансен Е., Дания; "Торнадо" - Велтер А., Бьоркстром Л., Бразилия.
Швертбот "Оптимист", о постройке которого подробно рассказывается в
этой книге, - только первая, но не единственная ступенька для юного
яхтсмена, который серьезно увлекся парусным спортом. Для дальнейшего
совершенствования мастерства управления парусной яхтой можно выбрать
один из международных классов швертботов, принятых в качестве детских и
юношеских яхт в нашей стране, а по достижении 16 - 18 лет - начать
осваивать более сложные в настройке и управлении яхты олимпийских
классов. Обучение в наших детско-юношеских спортивных парусных школах
построено таким образом, что каждый из классов детских швертботов
является подготовительным для перехода в определенный олимпийский класс.
Например, если юный яхтсмен мечтает в будущем участвовать в гонках на
олимпийском швертботе-двойке - "470" или "Летучем Голландце", тренеры
посоветуют ему начать с "Кадета", затем пересесть на более сложный и
спортивный "420" и уже только после достижения определенного уровня
подготовки и возраста ему доверят настоящую "гоночную машину"
-олимпийский швертбот. Заметим, что для успешного управления "взрослым"
швертботом и рулевой и шкотовый должны обладать не только определенным
опытом, но и достаточным весом, ростом и физической тренированностью.
Швертбот-двойка "Кадет" спроектирован в 1947 г. известным английским
конструктором Джеком Холтом в расчете на самостоятельную постройку юными
судостроителями. Чертежи этой лодки с обшивкой из фанеры приведены в
выпуске 3 сборника "Катера и яхты", вышедшем в 1964 г. После "Оптимиста"
двухместный "Кадет" - самое популярное судно в наших детских спортивных
школах и секциях. Сейчас верфи строят "Кадеты" с корпусами не из дерева,
а из стеклопластика, и с алюминиевым рангоутом.
В мире зарегистрировано около 8000 "Кадетов"; на них регулярно
проводятся чемпионаты Европы и мира.
Швертбот-двойка "420" спроектирован в 1960 г. французским инженером
Кристианом Мори в качестве прогулочной и гоночной яхты для юниоров.
Корпус лодки имеет круглоскулые обводы и строится из стеклопластика.
Оснастка швертбота включает многие элементы для настройки рангоута и
парусов, присущие гоночным судам олимпийских классов.
"420" - наиболее популярный среди молодежных швертботов: их построено
свыше 40 000. Благодаря достаточной вместимости и хорошим мореходным
качествам "420" часто используется и взрослыми яхтсменами - на нем, в
частности, ежегодно проводятся чемпионаты мира среди женщин.
Проект швертбота-одиночки "ОК-Динги" разработан в 1952 г. датчанином
Кнудом Олсеном (отсюда и название класса - по инициалам конструктора;
английским же словом "динги" называют небольшие гребные и парусные
лодки). Проект был рассчитан на самостоятельную постройку с фанерной
обшивкой (чертежи - см. в "Катерах и яхтах" № 31, 1971 г.). В свежий
попутный ветер "ОК" может выходить на глиссирование; он снабжен гибкой
поворотной мачтой и многими приспособлениями для настройки паруса
подобно "Финну".
В 1969 г. "ОК" был признан международным классом и к настоящему времени
по числу построенных судов обогнал олимпийский "Финн". "ОК- динги"
является такой же ступенькой для перехода от "Оптимиста" к "Финну", как
и "420" к "470".
С. Ветров
Пионерская судоверфь
Редактор Ю. С. Казаров Художественный редактор Н. Ф. Шакуро
Технический редактор Ю. Н. Коровенко Корректор В. Ю. Самохина Оформление
художника Н. Ф. Шакуро Иллюстрации Ю. А. Апанасовича, В. С. Межевикина
ИБ № 701
Сдано в набор 29.01.81. Подписано к печати 19.04.82. 3-25529. Формат
издания 84X108/32. Бумага офсетная. Гарнитура журнальная рубленая.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 13,44. Усл. кр.-отт. 50,83. Уч.-изд. л.
13,4. Тираж 50 000 экз. Изд. № 3562-79.
Цена 1 р. Зак. 2810.
Издательство "Судостроение", 191065, Ленинград, ул. Гоголя, 8.
Ленинградская ордена Трудового Красного Знамени фабрика офсетной печати
№ 1 Союзполиграфпрома Государственного комитета СССР по делам
издательств, полиграфии и книжной торговли. 197101, Ленинград, ул. Мира,
3.