Водяной насос (рис. 65) крепится с левой стороны двигателя к
специальным приливам на нижней крышке распределительных звездочек и
на блоке цилиндров. Прилив образует полость нагнетания, выполненную
в форме улитки. К задней части прилива крепится через прокладку
подводящий патрубок насоса, с которым соединяются, кроме шлангов
термостата, отводящие шланги подогрева впускной трубы и отопителя
салона.
Корпус насоса отливается из алюминиевого сплава, в гнездо для
подшипников запрессована стальная втулка. Валик насоса 13
устанавливается в корпусе на двух шариковых подшипниках 9,
внутренние обоймы которых через распорную втулку 12 запрессовываются
на вал до упора в стопорное разрезное кольцо, а с переднего конца
вала обоймы прижимаются запрессованной на вал ступицей шкива 14.
Наружное кольцо внутреннего подшипника фиксируется стопорным винтом
11 с контргайкой 10. При установке стопорный винт заворачивается
только до касания конусной частью наружной обоймы подшипника. При
приложении к винту большего усилия наружная обойма подшипника может
деформироваться, что выведет подшипник из строя. На заднем конце
валика крепится болтом 7 с шайбами крыльчатка насоса 6. Уплотнение
насоса осуществляется самоподжимным сальником, состоящим из
уплотнительной шайбы 2, резиновой манжеты 8, обоймы пружины 3,
обоймы манжеты 5 и пружины 4. Уплотнительная шайба, изготовленная из
свинцово-графитовой композиции, прижимается к стальной неподвижной
втулке, запрессованной в корпус насоса. На собранной с деталями
сальника крыльчатке, до установки ее на вал насоса, уплотнительная
шайба фиксируется стопорным кольцом 1. Подшипники насоса закрытого
типа смазываются при сборке на заводе-изготовителе и в процессе
эксплуатации замены или добавления смазки не требуют. Для
предохранения подшипников от проникновения охлаждающей жидкости (в
случае повреждения сальника) в корпусе насоса имеется дренажное
отверстие, через которое жидкость может выходить из корпуса насоса.
К ступице шкива насоса крепится на четырех болтах с шайбами
штампованный шкив. Привод насоса осуществляется клиновидным ремнем
от шкива коленчатого вала. Этим же ремнем приводится во вращение и
якорь генератора. Натяжение ремня привода (рис. 66) осуществляется
путем смещения генератора в сторону от двигателя. Для регулировки
отпустить болт натяжной планки генератора, натянуть ремень, отжимая
корпус генератора с помощью какого-либо рычага от двигателя так,
чтобы ветвь между шкивом водяного насоса и шкивом генератора
прогибалась под усилием 39 Н (4 кгс) на 8 + 1 мм, и закрепить болт
регулировочной планки.
Объем и периодичность технического обслуживания системы охлаждения
указаны в разд. <Техническое обслуживание автомобиля>.
Рекомендации по уходу в эксплуатации, выявлению возможных
неисправностей системы охлаждения и устранению причин их
возникновения, приведенные в соответствующем разделе для двигателя
ВАЗ-2106-70, распространяются и на систему охлаждения двигателя
331.10.
Рис. 66. Проверка натяжения ремня привода водяного насоса и
генератора
Некоторые отличия в способе слива охлаждающей жидкости и заполнения
ею системы охлаждения заключаются в следующем.
Слив жидкости рекомендуется для удобства производить с помощью
дополнительного шланга с внутренним диаметром 18...20 мм и длиной
500...600 мм. Применение шланга предотвратит излишнее разбрызгивание
жидкости при сливе. Последовательность операций при сливе: один
конец дополнительного шланга подвести близко к угольнику 15 (см.
рис. 64), расположенному справа на блоке цилиндров, а другой
опустить в емкость для слива жидкости;
не снимая пробки расширительного бачка, отсоединить подводящий шланг
отопителя от угольника, предварительно ослабив хомут его крепления,
и как можно быстрее надеть конец дополнительного шланга на угольник;
> вывернуть сливную пробку 7 (см. рис. 35) бачка радиатора;
снять пробку с наполнительной горловины расширительного бачка и
выждать время, необходимое для слива охлаждающей жидкости из
системы.
Следует учитывать, что по окончании слива некоторое количество
жидкости (около 0,5 л) остается в перепускном шланге термостата, так
как клапан термостата на холодном двигателе закрыт, и в шланге,
соединяющем термостат с нижним патрубком радиатора. Полный слив
жидкости возможен при отсоединении этих шлангов от термостата.
В системе охлаждения автомобиля АЗЛК-21412 отсутствует пробка для
выпуска воздуха при заполнении системы жидкостью. Поэтому после
замены жидкости пустить двигатель, прогреть его до температуры
85...90 °С для удаления воздушных пробок, затем охладить и добавить
жидкость до нормального уровня.