Основные неисправности коробки передач и главной передачи и способы
их устранения
Коробка передач с главной передачей - это весьма надежный агрегат
автомобиля, однако в процессе длительной или неправильной
эксплуатации не исключено появление неисправностей, устранение
которых требует высокой квалификации и специального инструмента. В
связи с этим работы по устранению неисправностей рекомендуется
проводить на станциях технического обслуживания.
Затрудненное включение передач. Сущность дефекта состоит в том, что
при перемещении рычага управления коробкой передач в направлении
избирания и включения отмечается повышенное усилие, <ступенька>,
заедание или невключение передач (следует, однако, помнить, что
усилия избирания 1-й и 2-й передач меньше усилия избирания 5-й
передачи и заднего хода). Для обкатанных коробок передач усилие
включения на рукоятке рычага для всех передач не должно превышать 39
Н (4 кгс).
Причины неисправности и способы ее устранения:
Рис. 83. Регулировка усилия поворота рычага
механизма управления коробки передач: а - отсоединение вала
переключения от коробки передач; б - затяжка, а затем ослабление
затяжки крышки; в - проверка усилия поворота рычага
а) перетянут шаровой шарнир рычага управления коробкой передач.
Отрегулировать затяжку крышкой шарового шарнира напольного механизма
управления, для чего отсоединить механизм от коробки передач (рис.
83, а), затянуть крышку (рис. 83, б) до усилия поворота рычага
29...78 Н (3...8 кгс) на плече 325 мм (рис. 83, в), соответствующем
положению рукоятки. Затем отпустить крышку до усилия поворота рычага
2...3 Н (0,2...0,3 кгс) на том же плече. Для стопорения крышки
произвести отгибание (кернение) нижней части корпуса основания
шарового шарнира на крышку. После регулировки сфера шарнира не
должна иметь радиальных зазоров и заеданий при поворотах рычага в
любом направлении;
б) люфт наконечника соединения вала переключения передач со штоком
переключателя. Подтянуть фиксатор наконечника, законтрив его
проволокой относительно вала;
в) не затянута гайка крепления вторичного вала или болт крепления
первичного вала. Для затяжки требуется снять крышку коробки передач;
г) отсутствует или велик зазор между переключателем передач и
плунжерами крышки. Выпрессовать крышки плунжеров и отрегулировать
зазор. При невозможности регулировки заменить изношенные детали;
д) нарушение крепления вилок переключения передач на штоках.
Подтянуть фиксаторы вилок на штоках; /
е) повреждение опоры механизма управления. Заменить поврежденную
опору; I
ж) износ или значительная деформация лапок вилок переключения
передач. Заменить или отрихтовать вилки переключения передач;
з) тугое перемещение штоков переключения передач рли переключателя.
Снять штоки, проверить их прямолинейность, очистить гнезда штоков.
Деформированные штоки заменить (штоки могут деформироваться при
неправильной затяжке винтов фиксаторов вилок, поэтому рекомендуется
затягивать их моментом 32...40 Н (3,2...4 кгс);
и) поломка или деформация переключателя передач. Заменить
переключатель;
к) износ пластмассовых и резиновых втулок вала и тяги основания
механизма управления;
л) сколы или значительное притупление скосов торцов шлицев шестерен
и муфт синхронизаторов. Заменить изношенные детали.
Затрудненное выключение (<закусывание>) передач. Неисправность
характеризуется тугим перемещением рычага управления коробкой
передач в направлении выключения передач. Причины неисправности и
способы ее устранения: неполное выключение (<ведение>) сцепления.
При этом срабатывает система, предохраняющая от самовыключения
передач (см. разд. <Сцепление>);
заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач, при
котором на первичный вал передается небольшой момент. В этом случае
дефект аналогичен предыдущему. Заменить подшипник;
см. пп. б, д, ж, з, и по дефекту <Затрудненное включение передач>.
Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач.
Причины неисправности и способы ее устранения: шлицы шестерни муфты,
ступицы синхронизатора имеют повышенный износ или сколы. Устраняется
заменой изношенных деталей;
не затянута гайка крепления вторичного вала или болт крепления
первичного вала. Подтянуть болт или гайку;
износ гнезд штоков. Заменить изношенные детали; неполное включение
передач из-за упора рычага управления коробкой передач в кожух.
Устранить;
самовыключение передачи заднего хода наступает при сильном износе
клиновой поверхности зубьев шестерен, а также перекосе или
деформации оси промежуточной шестерни, устраняется заменой
изношенных деталей.