Качество обслуживания генератора в эксплуатации значительно
влияет на надежность и безотказность его работы. Для этого
необходимо содержать его в чистоте, своевременно контролировать
надежность крепления его к двигателю, систематически следить за
показаниями вольтметра и немедленно устранять причины обнаруженных
нарушений в работе.
По показаниям вольтметра, входящего в состав комбинации приборов,
контролируется напряжение в системе электрооборудования автомобиля.
При работе исправного генератора на средних эксплуатационных
оборотах двигателя стрелка вольтметра должна находиться в правой
части белой зоны шкалы прибора. Раздел между белой и красной зонами
соответствует напряжению в цепи 15 В, а раздел между белой и
оранжевой зонами соответствует 12 В. Передвижение стрелки вольтметра
в красную зону после пуска двигателя означает чрезмерный зарядный
ток, свидетельствующий о выходе из строя регулятора напряжения.
Эксплуатация автомобиля в таком режиме работы генератора
недопустима, так как приведет к выкипанию электролита с
выплескиванием его на поверхность батареи и окружающих деталей, а
также к резкому сокращению срока службы аккумуляторной батареи.
Кроме того, значительное превышение напряжения в системе
электрооборудования автомобиля пагубно сказывается на работе
отдельных узлов и приборов, ведет к сокращению их срока службы, а
также выходу из строя светотехнического оборудования в связи с
перегоранием нитей ламп.
Если же после пуска двигателя и увеличения частоты вращения
коленчатого вала стрелка вольтметра не отклоняется вправо к краю
белой зоны, а в дальнейшем переходит в оранжевую зону, то зарядный
ток в цепи отсутствует и потребители питаются только за счет
аккумуляторной батареи. В этом случае необходимо немедленно выяснить
и устранить причины отсутствия зарядки, так как дальнейшая
эксплуатация приведет к чрезмерной разрядке аккумуляторной батареи и
невозможности пуска двигателя.
Пагубные последствия работы батареи в режиме систематической
недозарядки, приводящие к сульфатации пластин, были описаны в
предыдущем разделе. Вялое отклонение стрелки с запаздыванием по
времени относительно увеличения частоты вращения коленчатого вала
двигателя свидетельствует о пробуксовке приводного ремня, что, в
свою очередь, приводит к нарушению зарядки аккумулятора.
Значительное падение напряжения в цепи (отклонение стрелки
вольтметра влево вплоть до оранжевой зоны) при включении нескольких
энергоемких потребителей и работе двигателя на средней частоте
говорит о нарушении нагрузочной характеристики генератора, выходе из
строя выпрямителя из-за пробоя диода, межвитковом замыкании или
обрыве в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора.
Необходимо систематически проверять п, если требуется, подтягивать
гайки крепления переднего и заднего кронштейнов к двигателю и болты
крепления генератора к кронштейнам. Проверять и при необходимости
регулировать натяжение приводного ремня. Убедиться в надежности
крепления и чистоте наконечников проводов в местах подсоединения к
генератору, ИРН и аккумуляторной батарее. Через каждые 60 тыс. км
пробега в дополнение к перечисленным работам следует:
продуть генератор сжатым воздухом для удаления пыли;
сняв с генератора щеточный узел, проверить его состояние, обеспечить
свободное без заеданий перемещение щеток в щеткодержателе, при этом
высота выступающей части щеток должна быть не менее 8 мм;
проверить и при необходимости подтянуть стяжные винты крышек
генератора и гайку крепления шкива.
При незначительном загрязнении щеткодержатель, щетки и контактные
кольца протереть чистой тканью, смоченной в бензине. Сильно
загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими
шероховатостями зачищать стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100,
вращая якорь от руки при снятом щеткодержателе.