Он предназначен для прерывания тока низкого напряжения,
подаваемого к катушке зажигания, и распределения импульсов тока
высокого напряжения по свечам зажигания согласно порядку работы
цилиндров двигателя. В его функции входит также автоматическое
регулирование момента зажигания в зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя и его нагрузки.
Прерыватель-распределитель 30.3706 автомобиля АЗЛК-2141
конструктивно отличается от распределителя 47.3706 двигателя 331.10,
устанавливаемого на автомобиле АЗЛК-21412, в основном способом его
крепления на двигателе и обеспечением рабочих характеристик,
соответствующих двигателю 2106-70.
Изготовленный на базе прерывателя-распределителя Р147-А
распределитель 47.3706 отличается от него характеристиками
центробежного и вакуумного регуляторов (рис. 117).
В корпусе прерывателя-распределителя, отлитого из алюминиевого
сплава, на двух подшипниках скольжения, установленных в хвостовике
корпуса и смазываемых с помощью капельной масленки, вращается валик.
В верхней части валика смонтированы центробежный регулятор и кулачок
прерывателя, на который установлен бегунок. Под действием
центробежных сил, возникающих при вращении валика
прерывателя-распределителя, грузики центробежного регулятора
расходятся и четырехгранный кулачок поворачивается на определенный
угол, чем обеспечивается более раннее размыкание контактов
прерывателя, а следовательно, соответственно изменяется момент
прохождения искры между электродами свечей зажигания.
Прерыватель низкого напряжения состоит из стойки с неподвижным
контактом и подвижного рычажка с контактом и текстолитовым упором,
который под действием пластинчатой пружины прижимается к
четырехгранному кулачку, насаженному на валик
прерывателя-распределителя. Поверхность кулачка смазывается фильцем,
пропитанным маслом. Механизм прерывателя смонтирован на двух
пластинах, нижняя из которых установлена неподвижно в корпусе
прерывателя-распределителя, а верхняя на шарикоподшипнике,
позволяющем ей поворачиваться на определенный угол вокруг оси
валика.
Подвижная пластина прерывателя соединена тягой с диафрагмой
вакуумного регулятора. Разрежение, передаваемое из всасывающего
коллектора двигателя на диафрагму вакуумного регулятора, позволяет
поворачивать механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной
относительно четырехгранного кулачка, обеспечивая тем самым
оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.
Для исключения чрезмерного подгорания контактов прерывателя
параллельно им подсоединен конденсатор, установленный снаружи на
корпусе прерывателя-распределителя. Сверху корпус закрыт
пластмассовой крышкой с четырьмя гнездами для проводов высокого
напряжения к свечам зажигания и центральным гнездом для
высоковольтного провода от катушки зажигания. Валик
прерывателя-распределителя с помощью кулачковой муфты приводится во
вращение от механизма привода, входящего в зацепление с шестерней,
расположенной на коленчатом валу двигателя. На торец кулачка
прерывателя насажен пластмассовый бегунок с контактной пластиной,
при помощи которой осуществляется распределение тока высокого
напряжения от катушки по свечам зажигания двигателя в соответствии с
порядком работы его цилиндров. Для обеспечения фиксации бегунка в
определенном положении относительно кулачка посадочные места обоих
деталей имеют соответствующие лыски. С внутренней стороны крышки
распределителя в ее центральный электрод вмонтирован контактный
уголек, обладающий сопротивлением 8... 13 кОм и служащий для
подавления радиопомех. Под действием пружины уголек прижат к
контактной пластине бегунка. Вращаясь вместе с валиком
прерывателя-распределителя, бегунок распределяет ток высокого
напряжения, поступающий по высоковольтному проводу от катушки
зажигания к центральному электроду крышки распределителя, по боковым
электродам крышки. По высоковольтным проводам с наконечниками,
соединяющими боковые электроды крышки со свечами, ток высокого
напряжения проходит на электроды свечей в порядке работы цилиндров
двигателя.
Изменение момента зажигания в зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя обеспечивается подбором массы грузиков и
усилия натяжения пружин центробежного регулятора.