Высокое напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка
между электродами свечей и воспламенения рабочей смеси в цилиндрах
двигателя, получается из низкого напряжения первичной цепи с помощью
катушки зажигания. Она является высокочастотным трансформатором, на
железном сердечнике которого намотаны вторичная, а поверх ее
первичная обмотки.
Сердечник с обмотками установлен в герметичном металлическом
корпусе, который заполнен маслом и закрыт высоковольтной
пластмассовой крышкой.
Система зажигания автомобиля АЗЛК-2141 оборудована катушкой
зажигания Б117А, а автомобиля АЗЛК-21412 - Б115В.
Основным отличием катушки зажигания Б115В от Б117А является наличие
на крышке катушки Б115В трех клемм для подсоединения проводов
низкого напряжения и добавочного резистора между клеммами <ВК> и <ВКБ>
катушки, включаемого при работе двигателя последовательно с
первичной обмоткой (рис. 118).
При пуске двигателя добавочный резистор автоматически отключается
путем замыкания накоротко контактным диском тягового реле стартера.
В результате этого ток в первичной цепи катушки возрастает и
напряжение во вторичной цепи катушки повышается, что облегчает
возникновение искры между электродами свечей и обеспечивает более
надежное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя при его
пуске. Это обстоятельство особенно ценно при пуске двигателя в
холодное время, когда потребляемый стартером ток значительно
возрастает и напряжение аккумуляторной батареи сильно падает.
Убедиться в исправности катушки и надежности искрообразования в
эксплуатации можно следующим способом.
Сняв предварительно крышку распределителя и проворачивая коленчатый
вал двигателя пусковой рукояткой, установить контакты прерывателя в
замкнутое состояние. Затем вынуть из центрального гнезда крышки
распределителя высоковольтный провод, идущий от катушки зажигания.
Подвести его .к <массе> двигателя на расстояние 5...7 мм и,
предварительно включив зажигание, периодически размыкать контакты
прерывателя рукой. При исправной катушке зажигания, заряженной
аккумуляторной батарее и исправном конденсаторе каждое размыкание
контактов прерывателя должно обеспечивать бесперебойное
искрообразование между наконечником высоковольтного провода и
<массой> двигателя.
Неисправности в катушках зажигания обычно возникают при перегреве и
при работе с увеличенными зазорами между электродами свечей
зажигания. Повышенный нагрев катушки бывает чаще всего при
длительном включении зажигания при неработающем двигателе с
замкнутыми контактами прерывателя.
Для обеспечения надежной и долговременной работы катушки зажигания
необходимо систематически содержать поверхность ее пластмассовой
крышки в чистом и сухом состоянии, так как загрязненная и
замасленная поверхность является источником пробоев и перебоев в
искрообразовании. Необходимо периодически проверять и своевременно
обеспечивать надежное крепление проводов низкого напряжения на
клеммах и фиксацию высоковольтного провода в гнезде крышки.
При пробое обмоток, изоляции или повреждении (трещины, поломки и т.
д.) крышек катушки подлежат замене.
При эксплуатации возможен обрыв в добавочном резисторе катушки
Б115В; при этом двигатель работает только при пуске до момента
выключения стартера. Дефект устраняется заменой вышедшего из строя
резистора.