Система управления экономайзером принудительного холостого хода
Электронная система управления экономайзером принудительного
холостого хода, применяемая на автомобилях АЗЛК-2141 и -21412,
служит для улучшения экономических параметров работы двигателя и
снижения уровня токсичности отработавших газов. Принцип действия
ЭПХХ основан на отключении подачи топлива в цилиндры двигателя на
режимах принудительного холостого хода, т. е. в тех случаях, когда
педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а двигатель
остается соединенным с трансмиссией, что влечет за собой повышенную
частоту вращения коленчатого вала по сравнению с режимом холостого
хода. Этот режим движения автомобиля называется <торможение
двигателем>, так как от двигателя требуется не отбор мощности, а
напротив - он становится дополнительным тормозом. При отсутствии
ЭПХХ на этом режиме двигатель продолжает потреблять топливо, причем
его расход пропорционален расходу на режиме холостого хода с учетом
увеличенной частоты вращения коленчатого вала.
Отключение подачи топлива на режиме принудительного холостого хода
приводит к прекращению процесса сгорания смеси в цилиндрах двигателя
и торможение двигателем осуществляется более эффективно. Это
свойство ЭПХХ особенно ценно при движении автомобиля в условиях
горных дорог, где данный прием торможения применяется наиболее часто
и результативно.
После включения зажигания система управления ЭПХХ также
автоматически отключает подачу топлива, что исключает
самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя и неконтролируемую его
работу.
По принципу действия и устройству системы ЭПХХ на обеих моделях
автомобилей идентичны и различаются лишь конструктивным исполнением
отдельных элементов. Так, для определения положения дроссельной
заслонки карбюратора на двигателе автомобиля АЗЛК-2141 применен
микропереключатель типа 421 .3709, а на двигателе автомобиля
АЗЛК-21412 - датчик-винт. Кроме того, на автомобиле АЗЛК-2141 подача
топлива отключается с помощью пневмоклапана, расположенного в
системе Холостого хода карбюратора. На пневмоклапан воздействует
электромагнитный клапан, который при наличии на нем напряжения
сообщает полость пневмоклапана с впускным трубопроводом обеспечивая
таким образом подачу топлива в цилиндры двигателя. При отсутствии
напряжения на обмотке электромагнитного клапана топливо не подается.
На автомобиле АЗЛК-21412 электромагнитный клапан встроен
непосредственно в карбюратор и выполнен нормально закрытым, т. е.
при протекании тока по обмотке клапана его запорный элемент не
препятствует подаче топлива в двигатель, тогда как при обесточенной
обмотке клапана его игла перекрывает подачу топлива. Управляется
электромагнитный клапан как микропереключателем (датчиком-винтом),
установленным на карбюраторе и работающим в зависимости от положения
дроссельной заслонки, так и электронным блоком управления ЭПХХ.
Напряжение на обмотку электромагнитного клапана от
микропереключателя или датчика-винта подается после нажатия на
педаль <газа>.
Блок управления ЭПХХ подает напряжение на обмотку клапана после
падения частоты вращения коленчатого вала ниже определенной
величины.
Таким образом, системой холостого хода карбюратора топливо подается
либо при низкой частоте вращения коленчатого вала двигателя за счет
подачи напряжения на обмотку клапана блоком управления ЭПХХ, либо
при нажатии на педаль <газа> за счет микропереключателя или
датчика-винта. При отпускании педали <газа> и вращении коленчатого
вала с частотой, превышающей 1500 1/мин (для АЗЛК-2141) или 2100
1/мин (для АЗЛК-21412) - порог срабатывания блока управления ЭПХХ-
напряжение на клеммах электромагнитного клапана отсутствует и
топливо в систему холостого хода карбюратора не подается.
Подача топлива возобновляется при падении частоты вращения
коленчатого вала двигателя до 1140 1/мин (АЗЛК-2141) и 1900 1/мин
(для АЗЛК-21412) за счет действия блока управления или после нажатия
на педаль <газа> - за счет действия микропереключателя или
датчика-винта.
практике возможны два вида нарушений работоспособности системы
ЭПХХ. Во-первых, при систематической остановке двигателя на режиме
холостого хода следует проверить исправность блока управления ЭПХХ
или электромагнитного клапана (способы проверки и обнаружения
неисправности описаны ниже). Необходимо также убедиться в надежности
контакта в соединениях блока управления и электромагнитного клапана.
При обнаружении места нарушения контакта выявить причину и устранить
неисправность.
Во-вторых, если подача топлива на режимах принудительного холостого
хода не прекращается, кроме неисправности блока управления ЭПХХ,
возможна разрегулировка датчика-винта или наличие короткого
замыкания неподвижного контакта датчика на <массу>. Восстановление
работоспособности системы производится регулировкой положения
датчика-винта или устранением короткого замыкания неподвижного
контакта.