На автомобилях обеих моделей установлен комбинированный
выключатель (замок) зажигания, состоящий из электрического
коммутатора, обеспечивающего включение определенных цепей
электрооборудования, и механизма противоугонного устройства.
Выключатель установлен с помощью специального кронштейна с
крышкой-скобой, притянутой двумя срезными болтами, на правой стороне
трубы рулевой колонки (рис. 122).
Управление коммутатором и противоугонным устройством производится с
помощью ключа, поворотом которого отпирается механизм рулевого
управления и в зависимости от положения ключа подключаются различные
цепи системы электрооборудования.
Поворотный механизм выключателя имеет три фиксированных положения
ключа, обозначенных на облицовочной панели цифрами 0, 1 и III, и
четвертое нефиксированное положение II. Механизм рулевого управления
блокируется при срабатывании запорного устройства, язык которого
входит в паз стопорной втулки вала руля и исключает возможность
поворота рулевого колеса.
Для обеспечения блокировки рулевого управления необходимо установить
ключ выключателя зажигания в положение 111, вынуть его из замка и
повернуть рулевое колесо в ту или другую сторону до совпадения языка
запорного устройства замка с пазом стопорной втулки вала руля. При
этом ощущается характерный щелчок с одновременной фиксацией рулевого
колеса.
Для отпирания рулевого управления необходимо вставить ключ в прорезь
цилиндра замка и, покачивая влево -вправо рулевое колесо, повернуть
ключ по часовой стрелке до положения 0.
Пуск двигателя производится путем поворота ключа сначала в
фиксированное положение I, а затем после преодоления усилия
возвратной пружины в нефиксированное положение II. Сразу после пуска
двигателя ключ отпустить, и он под воздействием пружины
автоматически возвратится в положение I. Для исключения ошибочного
включения стартера при работающем двигателе механизм замка снабжен
системой блокировки, обеспечивающей повторный пуск двигателя
(положение II ключа) только после возврата ключа в положение 0.
Различные цепи системы электрооборудования включаются в зависимости
от положения ключа в замке (рис. 123).
Рис. 123. Схема соединений выключателя
зажигания (обозначение цвета проводов - см. рис. 110)
В табл. 13 указаны находящиеся под напряжением выводные клеммы и
соответствующие цепи питания потребителей электроэнергии, включаемые
контактным устройством выключателя при соответствующих положениях
ключа.
Таблица 13
При эксплуатации автомобиля необходимо следить за надежностью
соединения штекерных колодок жгута проводов и выключателя зажигания.
При выходе из строя выключатель зажигания заменяют. Для замены
выключателя зажигания необходимо снять облицовочный кожух вала
рулевого механизма и отсоединить колодку выключателя зажигания от
колодки панели приборов. После этого вставить ключ в цилиндр замка
выключателя зажигания, повернуть его в положение 0 и, отвернув болты
крепления скобы к корпусу кронштейна выключателя, снять ее, а затем
и выключатель зажигания вместе с кронштейном. Для того чтобы извлечь
выключатель зажигания из корпуса кронштейна его крепления,
необходимо вынуть штекерные наконечники с проводами из
соединительной колодки, для чего сжать фиксирующие усики
наконечников в гнездах колодки и вытянуть провод с наконечником.
Отвернув винт крепления замка в корпусе кронштейна, утопить
фиксирующий штифт (при условии нахождения ключа в положении 0 -
выключено) и вынуть замок с контактной частью из корпуса кронштейна.
Сборка выключателя зажигания с корпусом кронштейна и установка его
на автомобиль производятся в обратном порядке.
В целях обеспечения бесперебойной и надежной работы выключателя
зажигания нельзя допускать установку дополнительных энергоемких
потребителей, особенно без применения промежуточных реле для их
включения. Помимо нарушения баланса электроэнергии в системе
электрооборудования автомобиля это может привести к перегрузке
контактного устройства, подгару или отжигу контактов и
преждевременному выходу выключателя из строя. По тем же причинам не
допускается длительное включение зажигания при неработающем
двигателе автомобиля.