1 С помощью барометрической формулы можно решить три задачи:
1) зная давление на одном уровне и среднюю температуру столба
воздуха, найти давление на другом уровне;
2) зная давление на обоих уровнях и среднюю температуру столба
воздуха, найти разность уровней (барометрическое нивелирование);
3) зная разность уровней и значения давления на них, найти среднюю
температуру столба воздуха.
Для практического использования барометрическая формула приводится к
рабочему виду. От натуральных логарифмов переходят к десятичным, от
абсолютной температуры - к температуре по Цельсию и подставляют
числовые значения R и g. При этом в случае влажного воздуха берется
значение Rd для сухого воздуха, умноженное на (1+0,378 е/р). Иначе
можно сказать, что берется Rd для сухого воздуха, но температура
заменяется виртуальной температурой.
Кроме того, и ускорение свободного падения g не есть величина строго
постоянная - она меняется, хотя и немного, в зависимости от
географической широты и высоты над уровнем моря. На это также
вводятся поправки.
2. Важным вариантом первой задачи, поставленной выше, является
приведение давления к уровню моря. Зная давление на некоторой
станции, расположенной на высоте z над уровнем моря, и температуру t
на этой станции,/вычисляют сначала воображаемую среднюю температуру
между температурами на рассматриваемой станции и на уровне моря (в
действительности атмосферного столба между станцией и уровнем моря
не будет). Для уровня станции берется фактическая температура, а для
уровня моря - та же температура, но увеличенная в той мере, в какой
в среднем меняется температура воздуха с высотой. Средний
вертикальный градиент температуры в тропосфере принимается равным
0,6 °С па 100 м. Следовательно, если станция имеет высоту 200 м и
температура да ней 85, то для уровня моря принимается температура
17,2°С, а средняя температура столба между станцией и уровнем моря
16,6 °С. После этого по давлению на станции и по полученной средней
температуре определяется давление на уровне моря. Для этого
составляют особые таблицы для каждой станции.
Приведение давления к уровню моря является очень важной операцией.
На приземные синоптические карты всегда наносится давление,
приведенное к уровню моря. Этим исключается влияние различий в
высотах станций на значения давления и становится возможным выяснить
горизонтальное распределение давления.