1. Образование слоя плотного льда на земной поверхности и на
предметах в результате намерзания капель переохлажденного дождя,
мороси или обильного тумана называется гололедом. Гололед, таким
образом, не выделяется из воздуха путем непосредственной сублимации
на наземных предметах, как рассмотренные выше виды твердых
гидрометеоров. Для его образования необходимо выпадение
переохлажденных капель, возникших в атмосфере.
Гололед возникает при не слишком низких отрицательных температурах
(от 0 до -15 °С). Осадки при этом выпадают в виде переохлажденных
капель, но при соприкосновении с земной поверхностью или предметами
замерзают, покрывая их ледяным слоем.
Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Последний возникает
при более мелких каплях (мороси) и при более низких температурах.
Корка намерзшего льда может достигать толщины нескольких сантиметров
и вызывать поломку сучьев и обрыв проводов. Под тяжестью льда,
осевшего на проводах, могут ломаться даже телеграфные столбы.
Покрытые гололедом улицы и дороги могут превратиться в сплошные
катки, а если в горных лесах - бесформенные глыбы.
Наиболее обильный гололед отмечается в горах в морском климате.
Зимой он часто наблюдается на юге Европейской части СССР.
2. Образование гололеда (как и твердого налета) может происходить
также на самолетах. Это - явление обледенения самолетов. Ледяная
корка возникает в особенности на лобовой части фюзеляжа, на винтах,
ребрах крыльев, вообще на выступающих частях самолета. Под действием
обледенения могут значительно ухудшаться аэродинамические качества
самолета, возникать опасные вибрации и пр. Обледенение неоднократно
приводило к авариям самолетов и дирижаблей.
Процесс обледенения происходит в переохлажденных водяных облаках,
чаще всего при температурах от 0 до -10 °С. При соприкосновении с
самолетом капли растекаются по поверхности и замерзают. К ним
примерзают также и содержащиеся в облаке снежинки. Обледенение может
происходить также при полете под облаками в зоне переохлажденного
дождя. Причины обледенения здесь те же самые. Менее значительное
обледенение, в виде твердого налета, может происходить вне облаков и
осадков.
Особенно опасное обледенение бывает в слоисто-дождевых фронтальных
облаках: эти облака всегда смешанные, а их горизонтальные и
вертикальные размеры велики.