Большой современный город сильно влияет на климат. Он создает
свой местный климат, а на отдельных его улицах и площадях создаются
своеобразные микроклиматические условия, определяемые городской
застройкой, покрытием улиц, распределением зеленых насаждений и пр.
Большой город, особенно с сильно развитой промышленностью,
загрязняет атмосферу над собой, увеличивает ее мутность и тем самым
уменьшает приток солнечной радиации. За счет увеличения мутности
может теряться до 20 % солнечной радиации. Это снижение еще
усиливается высокой застройкой в узких улицах. Вследствие той же
пелены дыма и пыли на территории города снижено эффективное
излучение, а стало быть, и ночное выхолаживание. С другой стороны, в
городе к рассеянной радиации присоединяется радиация, отраженная
стенами и мостовыми.
Крыши и стены домов, мостовые и пр., поглощая радиацию, нагреваются
в течение дня сильнее, чем почва и трава, и отдают тепло воздуху,
особенно вечером. Поэтому температуры воздуха в городах в 70-80 %
случаев выше, чем в сельской местности; в больших городах средние
годовые температуры выше на 1 °С и более. Особенно повышает город
минимальные температуры. Разность минимальных температур на
городской и загородной станциях может достигать нескольких градусов.
С ростом города, т. е. с увеличением его застройки, температура в
городе растет.
Испарение, а стало быть, и влажность в городе уменьшены вследствие
покрытия улиц и стока воды в канализацию.
Так как территория города нагрета больше, чем окружающая местность,
и обладает большей шероховатостью, над городом усиливается конвекция
и больше развиваются облака, что также уменьшает число часов
солнечного сияния и количество ясных дней. Наблюдается и увеличение
осадков над городом.
Система городских улиц и площадей приводит к изменениям направления
ветра в городе. Ветер преимущественно направляется вдоль улиц. В
общем скорость ветра в городе ослабевает, но в узких улицах
усиливается; на улицах и перекрестках легко возникают пыльные вихри
и поземки.
В тихую антициклоническую погоду на перегретой территории города
наблюдается явление так называемого городского бриза. Слабые ветры
направлены днем от окружающей местности к центру города, при
усилении восходящего движения воздуха над городом. Если общий
перенос воздуха достаточно силен, это явление незаметно.
При устойчивой стратификации атмосферы, в особенности при инверсиях
температуры, дым может накапливаться в приземном слое атмосферы в
таком количестве, что производит вредное физиологическое действие.
Известен задымленный воздух крупных портовых и промышленных городов.
Ядовитые дымы и газы, являющиеся отходами производства, могут
накапливаться в нижних слоях, особенно если этому благоприятствует
рельеф местности, и приводить к массовым отравлениям, как это
случалось, например, в городах Рурской области.
Автомобильный транспорт вносит наибольший вклад в загрязнение
воздуха городов. В Лос-Анджелесе, очень большом городе с развитой
промышленностью и огромным количеством автомобилей (свыше 3 млн. в
1963 г.), за сутки поступает в воздух до 40 т твердых частиц, 450 т
окиси серы и 190 т окиси азота.