В большинстве случаев судно эксплуатируется на той же акватории, где
оно базируется, - это может быть мелководная речка, озеро, море.
Соответственно различным может быть и тип судна. В принципе любое из
рассмотренных выше судов может быть использовано для этого вида отдыха
на воде. Как правило, дальние походы и спортивные плавания
осуществляются не чаще, чем раз или два в сезон. Остальное время экипаж
выходит на кратковременные прогулки.
Однако в тех случаях, когда судно не предполагается использовать для
продолжительных выходов, нет смысла заботиться о том, чтобы оно по своим
качествам соответствовало условиям дальнего туризма.
Туризм выходного дня - это автономное плавание с недолгими заходами в
промежуточные пункты, либо переход до заданной точки(места рыбной ловли, например). В первом случае, очевидно,
скорость не является определяющей характеристикой. Более того, для
обеспечения автономности двигатель должен быть достаточно экономичным,
чтобы не приходилось возить с собой много топлива.
Рис. 100. Общий вид и парусное вооружение
швертбота "Креветка". Длина наибольшая - 4;3; длина по КВЛ - 4,42 м;
ширина - 1,72 м; высота борта на миделе - 0,65 м; осадка корпуса - 0,2
м, со швертом -1.20 м; водоизмещение - 450 кг: площадь парусности -13,5
м2.
За рубежом для воскресных плаваний широкое распространение получили
небольшие парусники, особенно швертботы. Привлекательность этого вида
судна Помимо экономичности (подвесной мотор, если он предусматривается,
имеет минимальную мощность, поэтому одной 10-или 20-литровой канистры
бензина достаточно на двое суток) заключается в самом процессе
управления парусами- Для горожанина неторопливое плавание без треска
мотора - лучший способ снять утомление от уличного шума и суеты, а
работа на шкотах - хорошая физическая зарядка. На многих акваториях,
особенно близ городов, в зонах массового отдыха, где установлены
ограничения по эксплуатации мотолодок, парусные лодки являются
единственным средством для выхода на воду-
Наша промышленность, до сих пор не освоившая массовой постройки
швертботов и парусных лодок, остается в большом долгу перед любителями
этого вида отдыха. О наличии спроса на суда данного типа можно судить по
большому числу любительских конструкций-
Удачным вариантом прогулочного парусника является швертбот "Креветка"1
(рис. 100). Рассчитанный на экипаж из двух-трех человек, швертбот имеет
размерения обычной мотолодки. Он может быть доставлен на трейлере за
легковым автомобилем на любое озеро, удаленное от места базирования,
-масса лодки 250 кг.
Парусное вооружение площадью 13,5 м обеспечивает судну хорошие ходовые
качества, хотя в серийном варианте площадь парусов было бы целесообразно
несколько уменьшить, чтобы приспособить к возможностям не слишком
опытного экипажа- Непотопляемость "Креветки" обеспечивается воздушными
отсеками большого объема. Рубка-убежище позволяет оборудовать два
спальных места- Осадка с поднятым швертом составляет всего 0,2 м, что
дает возможность лодке свободно подходить к берегу практически в любом
месте.
В серийном варианте швертботы подобных размерений наиболее целесообразно
строить из стеклопластика. Применение современных технологических
методов - формования корпусных конструкции напылением - позволяет
обеспечить приемлемую для покупателя стоимость. Свидетельством тому
может служить швертбот "585" (рис. 101), польской постройки, который в
последние годы приобрели многие наши яхт-клубы. По размерениям (585 -
длина швертбота в сантиметрах) это более крупное и быстроходное судно,
чем "Креветка". Большая ширина в сочетании с тяжелым металлическим
швертом обеспечивает2 остойчивость, достаточную для несения полной
парусности (15 м2) в свежий ветер (разумеется, экипажу при этом
приходится откренивать лодку, сидя на наветренном борту)- Вода,
попадающая в кокпит, сливается за борт через шпигаты. Швертбот развивает
под парусом скорость до 5 уз. Примерно такой же ход он имеет и с
подвесным мотором "Салют".
Корпус швертбота "585" собран из секций палубы, отформованной вместе с
рубкой, кокпита и днища с бортами. При толщине напыленного
стеклопластика не более 10 мм масса судна не превышает 300 кг, стоимость
с комплектом дакроновых парусов и полным снабжением составляет 2100 руб.
Разумеется, парусная лодка может с успехом эксплуатироваться лишь при
наличии соответствующих условий -больших пространств воды со
сравнительно тихим течением и свежими ветрами- Опыт показывает, что
такими условиями обладают, например, все волжские или днепровские
водохранилища, многие озера на Урале и в Сибири, заливы морей, омывающих
нашу страну-
Неплохим парусником может стать даже обычная гребная или моторная лодка,
если, например, на ее транец навеешь подвесной парус, сконструированный
финским изобретателем Антеро Катайненом (ем с 259).
Моторных судов для автономных плаваний в выходные дни, кроме
водоизмещающих катеров, о которых говорилось в разделе "Малые суда для
дальнего туризма", нет. Глиссирующие мотолодки для этой цели непригодны
не только из-за малой автономности (по запасам бензина), но и в связи с
большим шумом мотора. По этой причине мотолодки следует отнести к судам
для переходов до заданной точки второй вариант плаваний выходного дня).
Такое назначение можно понимать и в более широком смысле: есть немало
любителей проводить летний отдых, не слишком удаляясь от места
жительства. От варианта плавания в выходные дни это, по сути, ничем не
отличается- Для такого отдыха можно использовать любую пригодную для
плавания на данном водоеме мотолодку- Некоторые ограничения следует
учитывать, однако, в связи со спецификой времяпровождения. Так,
мореходная лодка с обводами "глубокое V" окажется в данном случае не
оптимальным вариантом из-за низкой начальной остойчивости-
Плоскодонная лодка может оказаться предпочтительнее килеватой, так как
недостаточная мореходность компенсируется возможностью переждать
непогоду на берегу- Лучшим вариантом лодки для туризма выходного дня
следует признать тримаран, который сочетает высокую статическую
остойчивость с отличной мореходностью и большой полезной площадью
кокпита- Последнее также является немаловажным преимуществом при выезде
на пикник компанией из четырех-шести человек-
Рис. 101. Длина наибольшая - 5,85 масса - 300
кг; площадь Швертбот "585" ; ширина - 2,05; парусности - 15 м ; высота
борта - 0,75 м; масса шверта - 80 кг.
При проектировании мотолодок для туризма выходного дня следует
учитывать то обстоятельство, что по прибытии на место отдыха лодка
становится базой для размещения необходимого снаряжения, а нередко
служит и местом ночлега. Надежный тент, защищающий пассажиров и запасы
от дождя, совершенно необходим в районах, где непогода не редкость,
используют своеобразный тип мотолодки с жестким тентом, получивший за
рубежом название ехардтоп". В носовой части подобных судов оборудуются
два стационарных спальных места, закрываемых сверху остекленной рубкой
умеренной высоты.
Рис. 102. Мотолодка "Терхи-480" типа "хардтоп".
Длина - 4,8 м; ширина - 1,9 м; масса - 450 кг; пассажировместимость 5
чел.; подвесной мотор -3 - 50 л. с. с удлиненным дейдвудом
Здесь же располагается портативный камбуз с газовой или спиртовой
плиткой, раковина. С кормы рубка открыта, благодаря чему при
сравнительно небольших размерениях лодки удается получить просторный
кокпит. При необходимости кресла водителя и пассажира раскладываются в
дополнительные спальные места, а кокпит сверху закрывается матерчатым
тентом- Примерами подобных мотолодок могут служить финская пластмассовая
лодка "Терхи-480" (рис. 102) и серийная отечественная лодка из легкого
сплава со сдвижной рубкой "Сарепта".
Другой тип мотолодки - "дневной крейсер" отличается рубкой еще меньших
размеров, но закрытой с кормы переборкой- Такова, например,
пластмассовая мотолодка "Марина", разработанная ЦКБ "Нептун" (рис. 103).
И "дневной крейсер" и "хардтоп" удобны тем, что всегда предоставляют
экипажу сухие, готовые для отдыха койки и надежное убежище от непогоды
Кроме того, рубка хорошо защищает лодку от заливания гребнем встречной
волны.
Рис. 103. Общее расположение мотолодки -
"дневного крейсера" "Марина". Длина - 5,32 м; ширина - 1,94 м; высота
борга - 0,91 м; масса порожнем в 430 кг: скорость с двумя моторами
"Нептун-23" -" 33 км/ч; максимальная скорость - 40 км/ч. 1 - блок
плавучести; 2 - мягкая обивка комингса рубки; 3 - койки; 4 - ветровое
стекло; 5 - сиденье водителя; 6 - тент; 7 - кормовой диван; 8 бензобак.
Существуют также варианты катеров со складными рубками (рис. 104)-
Для оборудования жилого помещения здесь используется пространство под
носовой палубой, где располагаются койки, туалет, шкафчики для одежды-
Внешне такой катер выглядит, как обычный разъездной с открытым кокпитом,
но при необходимости часть носовой палубы поднимается вверх, вытягивая
за собой пластиковые боковые стенки - получается вполне уютная каюта.