Лодки этого класса, рассчитанные для переноски по суше, представляют
мало интереса для дизайнера, занимающегося проблемами комфорта на
туристском судне. Размер их невелик, нет необходимости заботиться о
спальных местах, камбузе. Остается, однако, проблема размещения грузов.
Сравнительно просто этот вопрос решается на жестких секционных и
разборных лодках. Запалубленный нос, а иногда и корма образуют отсеки, в
которых достаточно места для хранения штормовой одежды, запасов продуктов,
мелких рыболовных снастей, инструмента. Такой закрытый отсек, например,
предусмотрен на разборной мотолодке "Романтика" Благодаря притуплённому
носу объем отсека позволяет разместить большую часть туристского
снаряжения Для весел и удочек есть возможность устроить
кронштейны-крепления по бортам, предусмотрены мягкое переносное сиденье
для водителя и продольная передвижная банка для пассажира или гребца
Укрытие для хранения вещей может быть выполнено и в виде мягкого тента,
как это сделано, например, на складной лодке "Мечта". Без водозащитной
упаковки, однако, в непогоду под этим тентом сохранить что нибудь сухим
трудно. На секционной лодке представляется лучшим вариантом оборудовать
герметичные кормовой и носовой отсеки.
Помимо удобных для хранения припасов объемов эти отсеки обеспечивают
лодке непотопляемость (конечно, при условии надежных герметичных
закрытий).
Еще труднее создать минимальный комфорт на одно-, двухместной надувной
лодке. Ставшая наиболее популярной из них серийная ЛГН 2, правда,
оснащена палаткой. По отзывам туристов, это позволяет решить вопрос о
ночлеге. Палатка - надежное укрытие и от непогоды, хотя, конечно, лодка
с поставленной палаткой может двигаться только по ветру, а лучше
удерживать ее на якоре.
На заводе лодку снабжают только палаткой и веслами. Туристы, однако,
считают, что следует сделать оборудование ЛГН более полным.
Предлагается, например, несложная конструкция складывающегося пайола из
пенопласта. Сидеть на таком пайоле приятнее, чем на резине, а главное -
суше- вода, попавшая в лодку, не доставит столько неприятностей.
Разработано несколько конструкций для укрепления на ЛГН подвесного
мотора "Салют" и даже парусного вооружения.
Ряд оригинальных усовершенствований для надувной лодки ЛГН-2 выполнил Д.
А. Диомидовский. Для того чтобы увеличить плавучесть кормы и повысить
жесткость корпуса необходимую для установки мотора "Салют", под корму
помещают три спасательных пояса, удерживаемые на месте брезентовым
чехлом, сшитым на всю лодку. При подготовке лодки к плаванию пояса
вкладывают в карман, специально пришитый к чехлу под днищем лодки.
Нос лодки закрыт брезентовым фартуком, предохраняющим кокпит от
забрызгивания встречной волной На дно изнутри лодки уложены легкие елани
из дощечек 489x90x3, соединенных капроновым шнуром Чтобы сидеть
было удобнее, а масса людей распределялась не только на дно, но и на
баллоны, сделаны деревянные банки 1000 X Х200х15, концы которых
пришнурованы к баллонам, а середина отирается на две резиновые надувные
подушки.
Рис. 134. Оборудование надувной лодки ЛГН 2
тентом и узлом для крепления подвесного мотора. 1 - баллон лодки, 2 -
съемный пайол, 3 - деревянная банка; 4 - захваты носовой опоры тента, 5
- захваты кормовой опоры тента и узла крепления мотора, 6 - узел
крепления мотора с двумя кормовыми захватами, 7 - стойки тента, 8 - рама
тента, 9 - растяжка из капронового шнура
Подмоторная доска 350x150x25 (рис 133) четырьмя длинными шпильками
кронштейнами присоединена к жесткой системой креплений, собранной из
дюралевых трубок 20x2 и навешенной на кормовой и бортовые баллоны с
помощью четырех криволинейных захватов. Захваты тоже согнуты из
дюралевых трубок: чтобы они не перетирали баллон, на них надета
резиновая трубка, а на брезентовый чехол нашиты дублирующие накладки.
Захваты опоясывают примерно 4,'s окружности баллона; оставшийся просвет
необходим для введения внутрь захватов баллона. Весь узел крепится двумя
ганками 6 к поперечинам 5, соединенным между собой на середине лодки
резьбовой муфтой.
На лодке для повышения комфорта установлен легкий трубчатый каркас для
тента (рис. 134). Верхняя рамка имеет размер 0,75x2,2 м к ней
пристегивается тент, сшитый из двухслойного материала - пластиката и
ситца.
На бортовых захватах, также стянутых в ДП муфтой, закреплены патрубки, в
которые вставляются стойки тента. На верхнюю рамку (750x2200),
собираемую и фиксируемую на четырех стойках при помощи стопорных болтов,
натянут тент (двухслойный - пластикат и ситец). Тент крепится к раме с
помощью застежек на пуговицах. Во время сильного дождя боковины из
прозрачной пленки, обычно закрепленные в свернутом виде с помощью
бельевых зажимов, опускаются и надежно закрывают лодку и пассажиров.
Разумеется, все это устройство рассчитано лишь на весьма умеренный
ветер.
Часто на надувные лодки, даже самые маленькие, любители приспосабливают
парусное вооружение, которое, так же как и мотор, расширяет возможности
использования этого вида судов.