Величина корпуса судна характеризуется его главными размерениями,
показанными на рис. 19. К числу их относятся:
- длина расчетная L, т. е. длина по конструктивной ватерлинии (KBJI)
между точками пересечения ее с линиями оконечностей судна;
- длина наибольшая LH6, измеряемая параллельно плоскости KBJI по
наибольшей длине корпуса без выступающих частей;
- длина габаритная Lra6, т. е. длина корпуса с учетом выступающих частей
(штевни, рули, сопла водометов и т. п.);
- ширина расчетная В, измеряемая по KBJI в наиболее широком месте;
- ширина наибольшая Внб, измеряемая параллельно плоскости KBJI в
наиболее широком месте корпуса без выступающих частей;
- ширина габаритная Вгаб, т. е. наибольшая ширина мотосудна с учетом
выступающих частей (привальный брус, були и т. п.);
- высота борта расчетная Я, т. е. расстояние по вертикали от основной
плоскости до самой нижней кромки палубы (для открытых судов - планширя)
в плоскости мидель-шпангоута. Плоскость мидель-шпангоута проходит
посредине расчетной длины; 1
- осадка расчетная Т, измеряемая по вертикали от плоскости KBJI до
основной линии. Основная линия (ОЛ) - след основной плоскости - проходит
в ДП параллельно плоскости КВЛ через точку пересечения килевой линии с
плоскостью мидель-шпангоута;
килевая линия проходит в ДП по внутренней поверхности обшивкисудия;
_ осадка габаритная Тгаб, измеряемая от KBJI до низшей точки
судна с учетом выступающих частей, (руль, ограждение гребного винта,
подводное крыло и т. п.).
Мореходные, или навигационные, качества моторного судна во многом
определяются соотношениями главных размерений, основными из которых
являются L/B, L/H и H/T.
Рис. 19. Главные размерения моторного судна.
Отношение длины к ширине L/B оказывает
существенное влияние на ходкость и управляемость мотосудна. При движении
в режиме переходном и глиссирования, когда меньшая или большая часть
веса воспринимается гидродинамической подъемной силой, возникающей на
скользящем по воде участке днища, выгодным является более короткий, но
широкий корпус, обеспечивающий, образно говоря, "большую опору". В
настоящее время значения L/B находятся в
пределах 2,5-3,5 (в отдельных случаях 2,0-4,0), причем большие значения
относятся к водоизмещающим судам с О- и U-образными обводами и с большей
длиной.
Рекомендуемые значения L/B в зависимости от длины для различных типов
мотосудов можно определить по следующим формулам: для водоизмещающих
L/B= 2,0+ 0,17 L;
для судов переходного режима движения
L/B=2,2+ 0,10 L;
для глиссирующих
L/B = 2,3 + 0,05L
Сравнивая эти выражения, можно заметить, что для глиссирующих мотосудов
большую долю составляет постоянная величина 2,3 и увеличение длины мало
влияет на увеличение отношения L/B, в то время
как для водоизмещающих мотосудов длина оказывается значительное влияние
на величину L/B.
С увеличением L/B улучшается устойчивость на
курсе, но несколько снижается поворотливость и требуется увеличение
площади пера руля.
Отношение длины к высоте борта L/H
характеризует прочность, корпуса моторного судна: чем меньше это
значение, т. е. чем больше высота борта при данной длине, тем жестче и
прочнее корпус, и одновременно тем он тяжелее (при прочих равных
условиях).
В любом случае у прочных мореходных мотосудов значения L/H
меньше. Кроме того, необходимо иметь в виду, что при уменьшении
водоизмещения и размеров мотосудна высоту борта нельзя выбирать ниже
определенного предела, диктуемого требованиями безопасности плавания и
вместимости, т. е. с уменьшением длины мотосудна отношение L/H
уменьшается.
Можно рекомендовать следующие зависимости для назначения L/H
для легких спортивных, прогулочных и т. п. мотосудов
L/H=5,9 + 0,4L;
для туристских, служебных, разъездных мотосудов L/H
= 4,3+0,41.
Отношение высоты борта к осадке H/T определяет
запас водоизмещения, т. е. объем надводной водонепроницаемой части
корпуса, характеризуя, таким образом, плавучесть, непотопляемость и
вместимость. С увеличением H/T улучшаются все
эти показатали, но ухудшаются ходкость и управляемость из-за увеличения
парусности надводного борта.
Значения H/T, находящиеся в пределах 2,0-4,0,
определяются в основном высотой надводного борта, зависящей от типа
моторного судна, его размеров и района плавания. Наибольшие величины H/T
характерны для туристских мореходных мотосудов.
Приведенные выше зависимости для определения L/B
и L/H не являются строго обязательными для всех случаев, это только
средние рекомендуемые. Ряд других факторов (вместимость, размещение
оборудования, наличие материала, условия перевозки и пр.) могут
потребовать изменения этих отношений в ту или другую сторону. Хорошую
службу в таких случаях могут сослужить статистические материалы, с
помощью которых можно откорректировать принятые размерения или принять
их по подходящему прототипу. Для этой же цели можно использовать табл.
3, где приведены основные элементы современных моторных судов
отечественной и иностранной постройки.