Определение водоизмещения, основных размерений и
выбор обводов корпуса
Разбивка теоретического чертежа на плазе
Теоретический чертеж, выбранный или вычерченный для данного моторного
судна, непригоден для производства построечных работ: небольшой масштаб
чертежа приводит к ошибкам при снятии с него размеров и, главное, не
позволяет непосредственно размечать детали корпуса. Для постройки
необходимо выполнить теоретический чертеж в натуральную величину. Такой
чертеж называется плазовой разбивкой, или плазовым чертежом; его
вычерчивают на специальном щите или участке ровного пола - плазе. Для
любительской постройки мотосудна плазом может служить пол мастерской
(сарая) или листы фанеры толщиной 5-8 мм.
На практике чаще всего вычерчивают только корпус (сечения по шпангоутам)
и форштевень; однако так можно поступать только в том случае, если по
данному теоретическому чертежу и таблицам плазовых ординат уже построено
судно. Когда по теоретическому чертежу строят впервые, пользоваться
таким способом нежелательно, так как некоторые шпангоуты могут оказаться
более широкими или более узкими, чем нужно, что потребует трудоемкой
подгонки их уже на стапеле.
В целях экономии места при полной плазовой разбивке можно совмещать
проекции бок и полуширота, т. е. вычерчивать одну из них прямо на
другой. На проекции корпус должны быть вычерчены обе ветви (левого и
правого бортов) каждого шпангоута. Чтобы избежать путаницы, шпангоуты
лучше объединить в две группы - носовые (от миделя) и кормовые. Бок и
полушироту на плазе можно вычерчивать в масштабе I : 2 (размеры по
ширине и высоте).
Для вычерчивания на плазе кривых линий следует изготовить несколько
еловых или сосновых реек сечением примерно 10x10 и 6X8 мм, длиной 3-6 м.
В качестве примера рассмотрим плазовую разбивку теоретического чертежа,
показанного на рис. 25, плазовые ординаты которого даны в табл. 9. В
данном случае базовая линия расположена вверху, поэтому при наложении
полушироты на боковой вид удобнее совместить ДП и базовую, вычерчивая
правую половину полушироты.
Вдоль одной из длинных сторон пола по шнуру пробивают прямую линию,
которую затем лучше прорезать острой чертилкой, пользуясь длинной
стальной линейкой (не короче 2 м). На полученной линии при помощи
стальной рулетки откладывают последовательно отрезки, равные шпациям, т.
е. 880 мм, пять по.600 и 1300 мм, причем общая длина их при проверке
должна быть точно 5180 мм (длина корпуса). Из каждой полученной точки
восставляют перпендикуляр к базовой линии. Для большей надежности можно
прочертить параллельно базовой линии' еще основную (на расстоянии 1000
мм)\ при этом рекомендуется проверить диагонали каждого из полученных
прямоугольников - они не должны отличаться одна от другой более, чем на
1 мм.
Разбивку чертежа начинают с линии борта и палубы на проекции бок, для
чего используют часть табл. 9, названную высотой от базовой линии, графы
борт и палуба у борта. Для 0 шп. заданный размер по палубе (90 мм)
откладывают вниз по перпендикуляру, проведенному от начала базовой линии
и отмечают карандашом. Следующие размеры (122, 140 и 160 мм) откладывают
вниз от базовой соответственно по шпангоутам 1, 2 и 3, получая в
результате четыре отметки, по одной на каждом сечении. В данном случае
эти точки образуют прямую линию, которую прочерчивают по линейке остро
отточенным карандашом. В подавляющем большинстве случаев полученные при
разметке точки образуют кривую линию, для прочерчивания которой
поступают следующим образом.
Взяв одну из заготовленных реек, крепят ее гвоздями или при помощи
специальных грузил (<крыс>) примерно на середине длины отрезка у одной
точки. Концы рейки последовательно подгибают к отмеченным точкам и также
крепят гвоздями или грузилами. Может оказаться, что некоторые точки
смещены от плавной кривой в результате небольших ошибок в таблице
плазовых ординат и во время разбивки; тогда рейку следует отогнуть
настолько, чтобы она заняла естественное положение по плавной кривой.
Плавность кривой проверяют на глаз. Если линия изгиба рейки не имеет
изломов, бугров или впадин, вдоль нее прочерчивают искомую линию. В тех
случаях, когда длины рейки на всю линию недостает, линию вычерчивают в
два-три приема, но обязательно перекрывая уже начерченный уча- , сток не
менее чем на 1 м.
Аналогично выполняют построение линий борта (от 1 до 7 шп.), скулы и
шпунта на боковой проекции, причем размеры берут из соответствующих граф
табл. 9. Построение линий транца и форштевня в данном случае ясно по
теоретическому чертежу. Для построения линий форштевня при криволинейных
образованиях используют дополнительные ординаты, заданные на
теоретическом чертеже (см., например, рис. 22). Эту линию прочерчивают
по более тонкой рейке, перекрывая линию киля не менее чем на 1 м.
Линию палубы в ДП вычерчивают по ординатам, приведенным в таблице
плазовых ординат (см., например, табл. 14) или заданным непосредственно
на чертеже. Когда такие данные отсутствуют, ординаты определяют по
принятой погиби бимсов: если, например, погибь принята для данного
случая 1 : 20, а ширина по палубе на 3 шп. равна 1356 мм, то точка
палубы в ДП будет лежать выше точки борта на 1356 : 20 70 мм.
На проекции бок пробивают также осевую линию вала. Ее положение иногда
задается на теоретическом чертеже, однако в большинстве случаев его
приходится определять самостоятельно. Для этого необходимо иметь
картонный шаблон боковой проекции двигателя (с прямым валопроводом) или
шаблон углового редуктора (с угловым валопроводом) в натуральную
величину, знать определенное расчетом или по прототипу место
расположения двигателя, место установки и размеры винта (с учетом
рекомендаций 29 и 30). Далее нетрудно расположить все это на плазе и
пробить осевую линию вала.
Следующую проекцию - полушироту строят по размерам, приведенным в табл.
9 под заголовком полуширота. Принимая за линию ДП базовую, размеры из
таблицы откладывают по линиям соответствующих шпангоутов точно так, как
это делалось на боковом виде. Полученные точки также соединяют кривыми,
прочерченными по рейке. Точка пересечения линии скулы с ДП на полушироте
должна лежать в одном сечении с точкой пересечения линии скулы и
форштевня на боковом виде.
При разбивке проекций бок и полуширота в отдельных точках могут быть
некоторые отклонения от таблицы плазовых ординат, поэтому для
вычерчивания сечений корпуса по шпангоутам следует пользоваться только
размерами, снятыми с уже построенных проекций, а не таблицей плазовых
ординат.
Сечения по шпангоутам вычерчивают двумя группами (носовые и кормовые).
Описанным выше способом наносят базовую линию (одну для обеих групп) и
линии ДП (отдельно для каждой группы сечений), которые должны быть
строго перпендикулярны базовой. Стальной линейкой на боковой проекции
измеряют расстояние от базовой линии до линии борта, например на 3 шп.,
и соответственно откладывают этот размер на линии ДП новой проекции
(корпус). Через полученную точку карандашом легко проводят прямую линию,
параллельную базовой. На полушироте для данного шпангоута измеряют
расстояние от ДП до линии палубы, и полученный размер с возможно большей
точностью откладывают по проведенной линии вправо и влево от ДП. Концы
отрезков отмечают карандашом - это точки пересечения борта и палубы на
данном шпангоуте.
Следующие измерения производят на проекции бок от базовой до линии
скулы и на полушироте от ДП до скулы для того же шпангоута. Эти размеры
наносят на сечения по шпангоуту так же, как предыдущие. Снимают с
боковой проекции расстояние от базовой до киля и соответственно
откладывают его по линии ДП сечения шпангоута. В том случае, если на
данном шпангоуте расположена палуба, с боковой проекции переносят точку
палубы в ДП. У рассматриваемого теоретического чертежа борта и днище
прямолинейные, поэтому полученные пять точек сечения по шпангоуту (кроме
последней, шестой) соединяют прямыми линиями, являющимися обводами
данного шпангоута. Если шпангоут имеет криволинейные очертания, нужно
пробить несколько ватерлиний и батоксов для получения дополнительных
точек. Таблица плазовых ординат такого мотосудна обычно содержит для
этого необходимые данные (см., например, рис. 22 и табл. 5).