Двигатели и устройства малотоннажного моторного судна
Общие сведения о двигателях
Типы передач от двигателя к гребному винту
Редуктор объединенный с разобщительной муфтой
В современных лодочных двигателях редуктор объединяют с
разобщительной муфтой. Например, в редукторе двигателя CM-255-J1
(одноступенчатый, с парой цилиндрических косозубых шестерен) встроена
<пружинная муфта> свободного хода. На выходном валу редуктора
установлена эластичная соединительная муфта, что облегчает центровку
редуктора и гребного вала. В редуктор вмонтирован и стартерный механизм
мотоциклетного типа с ножной педалью. С коленчатым валом редуктор
соединен промежуточным валиком со шлицевой муфтой и ведущей шестерней.
Передаточное отношение редуктора 1,63 : 1, направление вращения
выходного валика-правое. Максимальный крутящий момент на выходном валу
1,5 кГм, наибольший упор гребного винта, допускаемый упорным
шарикоподшипником редуктора, 80 кГ.
Рис. 160. Схема передачи движения от двигателя
ГТД-10 к гребному валу через паразитную шестерню. 1- шестерня
коленчатого вала; 2 - паразитная шестерня; 3 - шестерня промежуточного
валика; 4- плита; 5 - опорно-упорный подшипник; 6 ~ стопорное кольцо; 7
- опорный подшипник; 8 - промежуточный валик.
Для небольших моторных лодок очень удобны муфты сцепления пускового
двигателя трактора С-80; их можно без переделок использовать для
разобщения коленчатого и гребного валов.
Малый удельный вес и удовлетворительный моторесурс пускового тракторного
двигателя ПД-10 М позволяют применять его на небольших мотолодках. При
стационарной установке этого двигателя можно использовать две шестерни,
передающие вращение пускового двигателя тракторному. Конструкция
передачи понятна, если рассмотреть рис. 160.
Стальная плита толщиной 5-6 мм имеет лапы для крепления к судовому
фундаменту, отверстия для крепления к двигателю и вырез с поддоном,
создающим масляную ванну для шестерен. Конец выходного валика соединен с
гребным валом одним из описанных выше способов.
Передаточное число редуктора равно 7 : 5, поэтому при 3500 об/мин вала
двигателя на гребном валу будет 2500 об/мин.
Низкое расположение выходного валика редуктора позволяет удобно
разместить гребной вал. Зазор в зацеплении регулируют, изменяя толщину
прокладки между плитой 4 и картером двигателя.
Дальнейшее улучшение маневренности моторного судна может быть достигнуто
при применении реверсивно-редукционных передач.
Реверс-редуктор стационарного конвертированного двигателя АМ-402ср-3
предназначен для передачи вращения от коленчатого вала к гребному. В
состав реверс-редуктора входят реверсивный механизм и редуктор,
помещенные в общем картере, прикрепленном на шпильках с гайками к
картеру маховика двигателя. Число оборотов коленчатого вала понижается:
на переднем ходу в 3,091 раза и на заднем ходу - в 3,956.
Реверс-редуктор допускает передачу крутящего момента: на переднем ходу 6
кГм и на заднем ходу 2,5 кГм. Наибольшее допустимое число оборотов
ведущего вала на переднем ходу 3300 об/мин, на заднем ходу 2300 об/мин,
при реверсировании 1500 об/мин. Наибольший упор гребного винта 300 кг;
направление вращения выходного вала на переднем ходу - левое;
длительность работы на переднем и холостом ходу не ограничена, на заднем
ходу - не более 15 мин.
Реверс-редуктор для угловой передачи (под углом 18°), используемый с
конвертированным двигателем М51-У, состоит из двойной (переднего и
заднего хода) одноступенчатой цилиндрической передачи со спиральным
зубом. Передаточное отношение редуктора 1 : 1,55; максимально допустимый
упор гребного винта - 300 кг. Крутящий момент двигателя передается на
гребной вал кулачковыми муфтами, связанными с синхронизаторами; они
включаются только после выравнивания оборотов включаемой пары шестерен.
Использование любителями реверс-редукторов двигателей типов АМ-402ср-3,
М51-У и т. д., выпускаемых промышленностью, практически исключено (в
продажу они не поступают), поэтому, ограничившись кратким описанием,
рекомендуем интересующимися конструкциями реверс-редукторов ознакомиться
с книгами В. А. Лазарева <Автомобильные двигатели в судостроении>, Л.,
Судпромгиз, 1961, и Г. Б. Либефорта <Механические установки быстроходных
катеров>, Л., <Судостроение>, 1966.