Двигатели и устройства малотоннажного моторного судна
Общие сведения о двигателях
Типы передач от двигателя к гребному винту
Валопровод на морских рабочих, спасательных шлюпках, на
туристских и моторно-парусных судах
Другой вид валопровода, применяемый на морских рабочих и спасательных
шлюпках, а также на туристских и моторно-парусных судах с развитым в
корме килем (дейдвудным брусом), приведен на рис. 164. Кронштейн
отсутствует, гребной винт защищен килем и шпорой, служащей продолжением
киля и одновременно поддерживающей навесной руль. На концах дейдвудной
трубы 1 нарезана резьба, с помощью которой дейдвудная труба закреплена к
килю концевым и сальниковым фланцами. На бронзовых втулках трубы уложен
гребной вал 2, жестко соединенный фланцами 3 с реверс-редуктором,
имеющим встроенный упорный подшипник.
Подшипники дейдвуда и сальник смазываются солидолом, которым заполняется
дейдвудная труба через колпачковую масленку сальника.
От описанного ранее простейшего валопровода этот валопровод отличается
наличием дейдвудной трубы, предохраняющей вал от коррозии, бронзовых
втулок, надежно смазываемых солидолом, и хорошей защитой гребного винта
и вала от повреждений при встрече с подводным препятствием.
Гребной вал так же, как и двигатель, располагают точно по ДП судна. На
ходу судно имеет обычно дифферент на корму. Угол наклона гребного вала к
горизонту с учетом дифферента судна должен быть всегда меньше угла
наклона, допускаемого системой смазки двигателя.
Угол наклона коленчатого вала двигателя обычно устанавливается
заводом-изготовителем; например, для двигателей разных типов ой равен:
СМ-255-Л - 15°; Л-12/4М - 0°; МЗМА-402 - 10°; ГАЗ-51 - 9°.
Устанавливая карданные шарниры для соединения иромежуточ-н0го вала с
валами двигателя и редуктора, можно придать гребному валу необходимый
угол наклона, сохранив угол наклона двигателя в пределах,
рекомендованных заводом-изготовителем.
Угловой валопровод позволяет устанавливать двигатель с некоторым
смещением от ДП при укладке гребного вала по ДП. Величина смещения
двигателя определяется межцентровым расстоянием шестерен редуктора (при
параллельном расположении относительно ДП) и конструкцией карданных
шарниров (при смещении под некоторым углом к ДП). Смещение двигателя под
углом к ДП и редуктору более 7° невыгодно, так как с увеличением угла
повышаются затраты мощности двигателя на вращение карданного шарнира
(шарнир греется и быстрее изнашивается).
Большую возможность для смещения двигателя параллельно ДП представляет
также соединение гребного и промежуточного валов цепью Галля или
текстропными ремнями.
Пример компоновки валопровода со смещенным параллельно ДП двигателем
катера КС-2 показан на рис. 165. Двигатель смещен от ДП на 112,5 мм и
наклонен к основной под углом 5°10 а гребной вал под углом 12°50'.
Наметив тип валопровода, можно приступить к пробивке линии вала на
чертеже. Положение линии вала определяется диаметром гребного винта и
выбранным местом установки двигателя.
Следует учитывать, что наклон гребного вала до 10° к основной
незначительно отражается на работе гребного винта и в случае
необходимости может достигать 15°.
Для определения наклона вала следует знать такие размеры (см. рис. 162):
диаметр гребного винта -DB; расстояние от оси коленчатого вала до низшей
точки двигателя . При наличии редуктора или реверс-редуктора от его
низшей точки до оси выходного вала - Яр; зазор между днищем судна и
верхней кромкой лопасти гребного винта - SK; зазор между низшей точкой
поддона картера двигателя или редуктора и днищем судна - h.
Размеры определяют:
DB - из расчета гребного винта или по имеющемуся винту;
Нк и Нр - замером по месту;
SK - соблюдая условия хорошего взаимодействия между корпусом и гребным
винтом на ходу (см. 30);
h - выбирают минимальным (с учетом обеспечения доступа к соединительной
муфте и масляному насосу двигателя, а также Удобства спуска масла из
поддона картера), но допуская возможность смещения двигателя вниз при
окончательной центровке на плаву; поэтому h принимают на 25-30 мм больше
размера, обеспечивающего доступ к лапам крепления двигателя на
фундаменте. Между поддоном картера и днищем судна с учетом установки
противня при смене масла следует оставлять дополнительно зазор в 30 мл,
на неточности монтажа.
Рис. 165. компоновка винтомоторной установки
катера КС-2.
Двигатель необходимо так размещать в плане, чтобы было удобно
монтировать валопровод и обслуживать двигатель, не вынимая его
(например, при регулировке клапанов у нижнеклапанных двигателей), чтобы
можно было выполнить безопасную прокладку выхлопного трубопровода,
монтировать привод рулевого управления, а также управления реверсом или
разъединительной муфтой. В моторном отсеке с бортов и кормы следует
оставлять минимальные проходы по 350-400 мм, а с носа - не менее 500 мм,
чтобы было удобно проворачивать двигатель пусковой рукояткой при
регулировке и запуске.
При угловом валопроводе оставляют со стороны кормы свободное
пространство (500-600 мм) для проворачивания двигателя укороченной
пусковой рукояткой. В целях уменьшения угла наклона гребного вала
целесообразно размещать редуктор вне моторного отсека - в выгородке под
кормовым сиденьем.
Сиденье и переборку выгородки выполняют легкосъемными. Размещая
двигатель, необходимо предусмотреть возможность перебивки или замены
сальника дейдвуда и спуска масла и воды из двигателя и редуктора. Во
избежание ухудшения остойчивости судна не следует чрезмерно поднимать
двигатель вверх.