поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Новые международные условия хозяйствования
(продолжение)
Установление 200-мильных исключительных экономических зон означает,
по существу, политический раздел 40% акватории Мирового океана, или 26%
всей поверхности земного шара. Оно привело к значительному
перераспределению акваторий уловов общему удорожанию продукции
рыболовства, обострило конфликты между многими государствами. В одном из
старейших и наиболее интенсивно используемых районов рыболовства -
северо-восточной части Атлантического океана - установление 200-мильных
экономических зон затронуло интересы 15 стран, постоянно занимающихся
здесь промыслом. Только Исландия, Ирландия и Швеция всю рыбу добывали и
добывают в собственной экономической зоне, тогда как другие страны
использовали экономические зоны и иных государств. Серьезный ущерб
претерпели Великобритания и ФРГ, ловившие рыбу в зонах Исландии и
Норвегии.
Установление зон усилило неравномерность распределения ресурсов между
государствами. Развитые страны получили контроль над большими
акваториями, чем отставшие в экономическом развитии государства. Еще
более неравномерно размещены рыбные ресурсы в экономических зонах по
сравнению с численностью населения в прибрежных государствах. Например,
для населения Австралии и Северной Америки возникает правовая
возможность для получения годовых уловов, соответствующих 225 и 6G кг на
каждого жителя. Для Индии, Бангладеш, Пакистана максимальный
потенциальный улов на одного жителя не превышает 4,4-6,6 кг в год.
Перед всеми странами стали нерешенные проблемы сохранения рыбных
ресурсов от переэксплуатации, регулирования лова мигрирующих из зоны в
зону видов рыб. Возникли разногласия по поводу определения границ
рыболовных зон, например между Канадой и США в море Бофорта, между США и
Мексикой и т. д.
Сложившаяся ситуация (фактический раздел половины акватории океана)
противоречила требованиям, объективно вытекающим из функционирования
всемирного хозяйства,- развитию производительных сил мирового общества,
научно-техническому прогрессу, интернационализации производства,
углублению международного разделения труда. Освоение ресурсов Мирового
океана связано со многими глобальными проблемами, такими, как
продовольственная, энергетическая, сырьевая, экологическая, проблема
отсталости развивающихся стран. Задача освоения океана требует участия
всех групп государств, унификации многообразных национальных режимов на
международном уровне, принятия новых международно-правовых актов, чтобы
предотвратить или смягчить межгосударственные конфликты, создать более
стабильные условия. Эти задачи были призваны решить конференции ООН по
морскому праву.
В 1958 году на Первой Женевской конференции ООН по морскому праву была
принята Конвенция о шельфе, которая устанавливала международно-правовое
понятие шельфа и принципы разграничения шельфа смежных и противолежащих
в географическом отношении государств. Первая статья Конвенции
определяла шельф как поверхность и недра морского дна подводных районов,
примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориальных вод, до
глубины покрывающих вод 200 м, или же за этим пределом, до того места,
до которого глубина таких вод позволяет разработку естественных богатств
этих районов.
В соответствии с Конвенцией прибрежное государство осуществляет над
шельфом, за пределами территориальных вод, суверенные права в целях
разведки и разработки естественных богатств.
Бросается в глаза несогласованность юридического и географического
понятий шельфа. Внутренней границей "юридического" шельфа является
внешняя граница территориальных вод, а не берег; внешняя граница шельфа
не во всех случаях совпадает с 200-метровой изобатой. Кроме того,
содержащийся в определении шельфа принцип "эксплуатабельности" при
современной технике позволяет включить в понятие "шельф" материковый
склон, подножие материка, чуть ли не все океаническое дно.
К началу 80-х годов сложились новые условия хозяйственной деятельности в
океане. Разведка и добыча нефти перешагнули естественные границы шельфа,
расширилось и международно-правовое понятие шельфа. Согласно ст. 76
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., континентальный шельф
прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных
районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем
протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до
внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских
миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального
моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается
на такое расстояние.
Во всех случаях, когда внешняя граница подводной окраины материка
простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря, внешняя граница
континентального шельфа (в его международно-правовом понимании) должна
находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль
от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую
глубины в 2500 м .
Границы континентальных шельфов островов устанавливаются, как и у
побережья континентальной части государства . Согласно Конвенции, скалы,
не пригодные для поддержания жизни человека или для самостоятельной
хозяйственной деятельности, не имеют континентального шельфа .
По новой Конвенции, внутренняя и внешняя границы "юридического" шельфа
по-прежнему не совпадают с естественными. Теперь в понятие
"континентальный шельф" включается, по существу, вся подводная окраина
материка. Принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет
политический раздел всей подводной окраины материка, почти половины
морского дна, хотя и своеобразный. По Конвенции, прибрежное государство
не осуществляет суверенитет над континентальным шельфом за пределами
территориальных вод, оно обладает только суверенными правами в целях
разведки и разработки его природных ресурсов, под которыми понимаются
минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна, а
также живые организмы "сидячих" видов, то есть такие, которые в период
своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут
передвигаться только по морскому дну или же в его недрах.
Права прибрежного государства на шельфе являются исключительными, никто
другой не может производить разведку и разработку природных ресурсов
шельфа без согласия прибрежного государства. Исключительные права у
прибрежного государства и в отношении создания, размещения и
эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, разрешения
и регулирования морских научных исследований на своем шельфе.
Предусмотрено, что прибрежные государства должны делиться с
международным сообществом доходами, которые они получают от эксплуатации
нефтяных и других ресурсов в любой части их шельфа, расположенной за
пределами 200-мильной экономической зоны.
Согласно Конвенции, исключительной экономической зоной признаны
пространства, находящиеся за пределами территориальных вод и прилегающих
к ним, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от исходных
линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод (моря). В
отличие от территориальных вод, экономическая зона не находится под
суверенитетом прибрежного государства, на нее не распространяется его
территориальное верховенство. Но в экономической зоне прибрежное
государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки,
сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на
дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в целях управления
этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по
экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как
производство энергии путем использования воды, течений и ветра .
Прибрежное государство осуществляет юрисдикцию в отношении создания и
использования искусственных островов, установок и сооружений, морских
научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Все другие
государства пользуются в этой зоне свободой судоходства и полетов, а
также прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Иностранные
юридические и физические лица могут производить промысел, исследования,
разведку живых ресурсов на основе договоренности между прибрежными и
соответствующими иностранными государствами.
В соответствии с Конвенцией глубоководные ресурсы морского дна за
пределами национальной юрисдикции, т. е. экономической зоны и
континентального шельфа, рассматриваются как "общее наследие
человечества." Промышленная и коммерческая деятельность по разработке и
реализации ресурсов в этом районе должна проходить через Международный
орган по морскому дну (Орган), деятельность которого должна
осуществляться "на благо всего человечества" и с особым учетом интересов
и нужд развивающихся государств и народов. ч
Международный орган по морскому дну должен выдавать государствам или их
компаниям контракты на разведку ресурсов Международного района морского
дна (Района) и разрешения на их разработку, руководить собственным
Предприятием, устанавливать нормы и правила ведения разведки и
разработки ресурсов, распределения финансовых и других экономических
выгод. Предприятие автономно при разведке, разработке ресурсов,
транспортировке и сбыте полезных ископаемых, во всем остальном оно
действует в соответствии с нормами, правилами и процедурами
Международного органа по морскому дну.
В соответствии с Конвенцией вся деятельность в Международном районе
морского дна должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать
здравому развитию мировой экономики и международному сотрудничеству;
рациональному использованию природных ресурсов; участию Международного
органа по морскому дну в доходах и передаче Предприятию и развивающимся
государствам технологии; защите экономики развивающихся стран от
возможных отрицательных воздействий в результате снижения цен на
соответствующий вид полезных ископаемых, вызванных их добычей в
Международном районе морского дна. Пока не создан Международный орган по
морскому дну и не вступила в силу Конвенция ООН по морскому праву 1982
г., страны должны воздерживаться от вторжения в ресурсы, признанные
общим наследием человечества.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. отражает новую расстановку сил в
мире, является определенным компромиссом между агрессивными
устремлениями империалистов к захвату всех мировых ресурсов и силами
мира и социализма, стремлением развивающихся стран, освободившихся от
колониальной зависимости, к более справедливому и равноправному
экономическому порядку, основанному на мирных и дружественных отношениях
между государствами независимо от их политического и экономического
строя.
Конвенция выразила признание особых нужд развивающихся стран в морских
ресурсах для поднятия жизненного уровня и благосостояния своих народов в
сочетании с общими интересами всех государств и народов мира, поскольку
все мировое сообщество стремится к наиболее рациональному и полному
использованию морских ресурсов, их воспроизводству и сохранению. Хотя
Конвенция еще не вступила в силу, ее основные положения воспроизведены в
национальных законодательствах прибрежных государств, фактически
осуществляются и воздействуют на исследовательские и хозяйственные
процессы в океане. В основном согласуется с Конвенцией и морское
законодательство СССР. До вступления в силу Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г. и до приведения в соответствие с этой Конвенцией
нормативных актов СССР правовой режим континентального шельфа нашей
страны определяется Указом Президиума Верховного Совета СССР "О
континентальном шельфе Союза ССР" от 6 февраля 1968 г.; Постановлением
Совета Министров СССР от 18 июля 1969 г. "О порядке проведения работ на
континентальном шельфе СССР и охране его естественных богатств"; Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. "Об
экономической зоне СССР" и др.
Задержка ратификации Конвенции осложняет условия хозяйственной
деятельности в океане. Некоторые государства нарушают принципы,
заложенные в Конвенции, в одностороннем порядке непомерно расширяют свои
территориальные воды или устанавливают за пределами территориальных вод
обширные "зоны безопасности", "зоны обороны" и т. п., присваивая право
контроля за деятельностью других государств в открытом море. Некоторые
государства устанавливают особые правила для 200-мильных экономических
или рыболовных зон, часто существенно отличающиеся от положений
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. США и некоторые другие
капиталистические страны пытаются торпедировать Конвенцию,
противопоставить ей сепаратные соглашения и по вопросу деятельности в
Международном районе морского дна.
В апреле 1983 г. президент США Рейган заявил, что его правительство не
собирается подписывать Конвенцию ООН по морскому праву и резервирует за
собой "право" действовать по своему усмотрению, в том числе разрешать
своим фирмам вести разведку полезных ископаемых в районах, не
подпадающих под юрисдикцию той или иной страны, т. е. в Международном
районе морского дна.
В августе 1984 г. по инициативе США в Женеве восемь промышленноразвитых
стран Запада - Англия, Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Япония
и США - подписали соглашение, формально имеющее цель "устранить
возможность разногласий и соперничества" крупнейших добывающих компаний
Запада, действующих в области разработки минеральных ресурсов морского
дна. По существу, это соглашение направлено на захват ресурсов
Международного района морского дна индустриально развитыми
капиталистическими государствами. Соглашение предусматривает возможность
начать практически бесконтрольную добычу ресурсов дна без каких-либо
обязательств в отношении Международного органа по морскому дну,
развивающихся стран или международного сообщества в целом. В 1985 г.
министерство торговли США выдало лицензии ряду консорциумов на разведку
железо-марганцевых конкреций на участках Международного района морского
дна в Тихом океане.
Советское правительство неоднократно заявляло (в апреле 1983 г., июне
1985 г.), что действия администрации США являются не чем иным, как
попыткой посеять хаос в вопросах использования морских пространств,
подорвать основы взаимовыгодного сотрудничества стран в этой жизненно
важной области человеческой деятельности. Советский Союз решительно
отклоняет политику произвола, которую США и некоторые их союзники
вознамерились проводить в Мировом океане.
Разобщенность, различие интересов субъектов морского хозяйства входит в
противоречие с единством, глобальностью Мирового океана, требующего
единого планомерного управления процессом его освоения. По мере все
большего превращения океана в мощную производительную силу будет
обостряться борьба экономическая и политическая на этой арене.