поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Морское хозяйство (продолжение)
Современное морехозяйственное районировэние и
комплек-сообрззовзние рэзвивается преимущественно как отраслевое. Можно
выделить геолого-экономические районы, включающие участки шельфа,
харзктеризуемые определенным уровнем мини-мзльного дебитз сквзжин. Тзкое
рзйонировэние определяет экономическую целесообразность, дает основу
планирования и прогнозирования освоения минеральных ресурсов.
В основе рыбохозяйственного районирования лежит экваториальная
дифференциация продуктивности биологических ресурсов и степень их
изъятия. В основу транспортного районирования положена общепринятая
практика, связанная с объемом фрахтования в отдельных географических
районах. Под рекреационным районом понимается территориальная
совокупность экономически взаимосвязанных рекреационных предприятий,
специализирующихся на обслуживании рекреантов, позволяющих наилучшим
образом удовлетворить их потребность, используя существующие природные и
культурно-исторические комплексы территории и ее экономические условия.
По мере комплексного освоения ресурсов и пространств океана неизбежно
будет складываться интегральное морехозяйственное районирование, как в
национальных, так и в международных рамках. Пока что и практика, и
теория этого вопроса разработаны слабо.
Районы морского хозяйства занимают относительно мало площади на суше.
Население, производство сосредоточиваются на узкой береговой полосе. Со
стороны моря пространственные ограничения морского хозяйства будут
определяться акваториями портов, зонами постоянного водопользования,
прибрежными разработками океанических ресурсов и т. д. в пределах
территориальных вод и примыкающего к морским границам континентального
шельфа и экономической зоны, которые хотя и не являются частью
территории страны, но попадают под ее юрисдикцию в отношении
использования природных ресурсов.
Таким образом, морское хозяйство в каждом отдельном случае выступает как
экваториально-территориальный комплекс, имеющий трехзвенную структуру с
центрэльным прибрежным звеном - основной бэзой освоения океана,
аквзториэльным звеном в виде стэционэрных и передвижных устзновок,
специальных судов и т. д. и глубинным материковым территориальным звеном.
В функциональном отношении каждый комплекс обладает основным
производством, которое может быть представлено отраслями рыбной
промышленности, судостроения, морской горнодобывающей промышленностью,
морской энергетикой, морским транспортом и др. С основным производством
связаны производственная и социальнзя инфрэструктурэ.
Исторически комплексообразующей основой морского хозяйства, как правило,
выступали порты. В итоге развития функциональных взаимосвязей с
отдельными береговыми промышленными комплексами порт мог превратиться в
состэвную чэсть такого промышленного комплекса, обслуживая почти целиком
только его нужды. Так, порт Китакюсю на о. Кюсю обслуживает
металлургический центр Кокура - Яватэ. В итоге образуется
портово-промышленный комплекс (ППК). В 60-70-х годах во Франции, ФРГ,
Бельгии, Японии и других странах наблюдалось интенсивное развитие
портово-промышленных комплексов (или индустриальных портовых зон), в
которых размещались предприятия нефтеперерабатывающей, химической,
металлургической, цементной и других отраслей, деятельность которых
тесно связана с экспортными или импортными перевозками морским
транспортом. Они занимают от нескольких тысяч до нескольких десятков
тысяч гектаров и создают концентрацию производства, пагубно
сказывающуюся на охране среды, здоровье жителей близлежащих районов.
В ряде случаев индустриальное развитие приморских районов на базе
местного и импортного сырья приводит к созданию
акваториально-территориального производственного комплекса (АТПК), в
составе которого непременно присутствует один или несколько портов.
Четкую грань между крупными ППК и АТПК установить трудно. ППК, как
правило, входит в АТПК. Различие, на наш взгляд, заключается в том, что
комплексообразующей основой в АТПК выступает не только и не столько
транспортная функция, сколько освоение ресурсов прибрежья, шельфа,
открытых районов Мирового океана. Одной из функций АТПК является
создание и поддержание на должном техническом уровне элементов
материально-технической базы морского хозяйства (судостроение и
судоремонт, электроника, производство промыслового оборудования,
плавучие, морские сооружения и т. д.). Функцией АТПК обычно выступает и
обработка ввозимого сырья (нефтепереработка, нефтехимия, химия, черная и
цветная металлургия и пр.) или изготовление продукции, идущей на экспорт
морским путем (отдельные отрасли машиностроения).
Примеры формирующихся АТПК можно видеть на побережье многих развитых
капиталистических государств. На побережье Мексиканского залива (США)
образовались крупные комплексы Хьюстон - Галвестон, Новый Орлеан -
Батон-Руж, Бомонт - Порт-Артур и др. Все вместе они составляют крупный
промышленно-портовый район США, общий грузооборот которого превышает 550
млн. т.
Интенсивное судоходство и расширение добычи нефти, газа и серы на шельфе
способствовало развитию судостроения и производства оборудования,
размещению смежных производств и обеспечивающих предприятий. Здесь
расположено более 40 верфей США, производящих суда внутреннего плавания,
буровые платформы, рыболовные суда; оборудованы базы обеспечения,
вертолетные площадки и пр. Большое внимание уделяется судоремонту.
Богатейшие энергетические и химические ресурсы шельфа района, импорт
нефти и химического сырья способствовали формированию здесь мощной
химической промышленности. На побережье Мексиканского залива
производится 2/3 всех выпускаемых в США
полимерных материалов, 1/4
удобрений, ядохимикатов. Здесь, на участке от Хьюстона до Батон-Ружа,
сосредоточено до 1/3
нефтеперерабатывающих мощностей страны и размещена цветная металлургия,
работающая на сырье, ввозимом из стран Карибского бассейна.
В мировом капиталистическом хозяйстве ППК и АТПК складываются стихийно.
Большие возможности планомерного создания приморских комплексов имеются
в странах социализма. На основе господства общественной собственности в
этих странах формируется взаимоувязанный комплекс производств,
расположенных преимущественно в береговой зоне морей, обеспечивающий
рациональную эксплуатацию природно-ресурсного потенциала и развитие
внешнеэкономических морских связей в интересах всей страны. Становление
и развитие таких комплексов не всегда проходит гладко: мешают
ведомственный или местнический подход и т. д.
Крупнейший морехозяйственный комплекс - Украинско-Черноморский -
образовался в северо-западном Черноморье. В его состав входят порты и
предприятия морского хозяйства Одессы, Ильичевска,
Белгород-Днестровского, Николаева, Херсона и др. На этот комплекс
приходится 25% внешнеторговых морских перевозок страны, здесь действует
международная паромная переправа Ильичевск - Варна, вблизи Одессы
работают транспортно-химический комплекс и Днепро-Бугский глиноземный
портово-промышленный комплекс, созданы базы океанического рыболовного
флота и т. д. Украинско-Черноморский море-хозяйственный комплекс
специализируется на внешней торговле, судостроении, океаническом
рыболовстве, переработке экспортно-импортного сырья (глинозема, аммиака,
зерна, сахара-сырца и др.).
Азовский морехозяйственный комплекс формируется на основе освоения
биологических ресурсов моря, развития марикуль-туры и портовой
металлургии. Здесь функционируют межотраслевой портовый комплекс,
включающий комбинаты: металлургический "Азовсталь" (Жданов) и
Камыш-Бурунский железорудный (Керчь) со специализированными морскими
причалами.
В Балтийском море можно выделить морехозяйственные комплексы:
Ленинградский, Калининградский, Литовский, Латвийский, Эстонский.
Ленинградский морехозяйственный комплекс включает порты Ленинград,
Выборг, Высоцк, одно из крупнейших в стране Балтийское морское
пароходство, судостроительные и судоремонтные предприятия, производство
оборудования и приборов для морского хозяйства.
Важное значение на севере европейской части страны имеет Мурманский
морехозяйственный комплекс, формирующийся на побережье незамерзающей
части Баренцева моря и имеющий непосредственный выход в открытый океан.
Здесь находится Мурманское морское пароходство, обеспечивающее
регулярную работу Северного морского пути, снабжение Арктики. Здесь
широко развито океаническое и прибрежное рыболовство, обеспечивается
ремонт судов, создана база по разведке и добыче морской нефти и газа,
успешно действует опытная приливная электростанция, имеются возможности
для широкого использования энергии приливов для выплавки алюминия из
кольских кианитов.
В дальневосточных морях выделяется Южно-Приморский морехозяйственный
комплекс, в состав которого входят Владивосток, Находка, Восточный,
Посьет, Дальневосточное и Приморское морские пароходства, крупнейший в
стране рыбохозяй-ственный комплекс, хозяйства, занимающиеся
марикультурой, судоремонт. В перспективе этот комплекс включит
разработку минеральных ресурсов шельфа, а также, возможно, и комплекс
портовой металлургии на основе переработки конкреций.
Морехозяйственные комплексы лежат в основе морехозяйст-венного
районирования, которое может происходить на разных иерархических уровнях.
В масштабах страны все морское хозяйство следует рассматривать как
единый и самостоятельный объект планирования и управления, требующий
оптимального согласования морехозяйственного с природно-ресурсным
районированием. В противном случае неизбежны диспропорции в развитии и
размещении производительных сил, конфликты между видами хозяйственной
деятельности и ущерб природной среде.