поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
Статистика
Охрана морской среды
Создано много международных региональных организаций по использованию
морских ресурсов и охране среды.
Важное значение имеет достижение соглашений пo охране "особых районов"-
наиболее экологически уязвимых акваторий, к которым относятся
Балтийское, Черное, Средиземное, Красное моря и Персидский залив. В этих
районах практически запрещен сброс всех видов загрязнителей, в том числе
нефтеводяной смеси. Однако трудности предусмотренного соглашениями
создания во всех портах прибрежных государств этих районов приемных
устройств сдерживают применение соглашения.
Дальнейшим развитием международных мер по охране морской среды является
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Хотя конвенция еще не вступила в
силу, многие из ее новых положений внедряются в практику. Усиливается
контроль со стороны прибрежного государства иностранных судов в пределах
территориальных вод и экономической зоны и вместе с тем обеспечиваются
гарантии против злоупотребления предоставленными прибрежному государству
правами, например задерживать без достаточных оснований суда.
Общность экологических интересов государств в том или ином морском
регионе создает основу для регионального сотрудничества в области охраны
морской среды. Такое сотрудничество поддерживается Конвенцией ООН по
морскому праву 1982 г. Региональные соглашения развивают, конкретизируют
применительно к местным условиям положения универсальных конвенций.
Толчком к развитию регионального сотрудничества явились решения
Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды, создание
нового органа ООН - Программы по окружающей среде (ЮНЕП) и выделение в
1974 г. в ее рамках Программы ЮНЕП для региональных морей (ПРМ). В
Программе региональных морей сотрудничают 120 прибрежных государств,
представители специализированных учреждений ООН и ряд
межправительственных и неправительственных международных организаций.
Программа ЮНЕП предусматривает, что сначала внимание и усилия должны
концентрироваться на отдельных наиболее загрязненных морских регионах, а
затем на объединении всех региональных программ в единую глобальную
Программу охраны Мирового океана от загрязнения. На первых этапах
Программа финансирует региональную деятельность, в основном -
стимулирует природоохранную деятельность стран регионов, способствует
созданию регионального целевого фонда на основе добровольных взносов.
В рамках Программы ЮНЕП в 1978 г. подписан Кувейтский протокол о
региональной кооперации борьбы с загрязнением нефтью и другими вредными
веществами в случае аварий (для Персидского залива); в 1981 г.-
Еддаихский протокол аналогичного назначения для Красного моря и
Аденского залива; Лимский протокол о региональном сотрудничестве в
борьбе с загрязнениями на юго-востоке Тихого океана (от Панамы до мыса
Горн); в 1982 г. в Коломбо заключено Соглашение о региональном
сотрудничестве в борьбе с загрязнениями на юго-западе Тихого океана; в
1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны
Антарктики; в 1984 г. приняты Планы действия по защите морской среды у
Восточной Африки (от Кении до Танзании) и для юго-западной Атлантики (от
Аргентины до Бразилии) и т. д.
Проблемы охраны морской среды затрагиваются не только в специальных
соглашениях, но и в работе международных экономических и политических
организаций, таких, как региональные Экономические комиссии ООН, как
Европейское экономическое сообщество. Успешно проходит сотрудничество
социалистических государств в области охраны среды в рамках СЭВ. В 1985
г. завершено осуществление второй Общей развернутой программы в области
охраны и улучшения окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов. Совместные исследования проходили по 160 темам.
Складывается международный механизм охраны морской среды. Установление
200-мильных экономических зон способствовало усилению заботы о ресурсах
этих зон и предотвращения загрязнения прибрежных вод. Успешно действуют
конвенции, ограничивающие загрязнение с судов. Однако требуется
совершенствование международных правил по перевозке других (кроме нефти)
вредных веществ, норм и стандартов по регулированию сбросов в море
твердых загрязнителей и т. д. Создаваемый Международный орган по
морскому дну призван регулировать загрязнения, связанные с разработкой
минеральных ресурсов, главным образом железо-марганцевых конкреций, за
пределами национальной юрисдикции.
Окончательно глобальные экологические проблемы, вероятно. могут быть
разрешены только в условиях всемирного хозрнгтия, основанного на единой
общественной собственности, создающей планомерного развития в мировом
Масштабу на основе повсеместного утверждения марксистско-ленинской
методологии рационального природопользования. Однако и теперь возможно и
необходимо решать локальные и региональные экологические проблемы,
искать пути для решения и глобальных проблем, в интересах всего
человечества. Один из наиболее эффективных путей - отстаивание мира во
всем мире, устранение угрозы войны, способной привести к гибели всей
существующей природы.