Система охлаждения двигателя автомобиля <москвич> показана на фиг.
45. Центробежный насос 4 установлен с левой стороны двигателя примерно
на уровне нижнего бака радиатора 5. Вода из нижнего бака радиатора через
гибкий дюритовый 1 шланг 3 подается самотеком в корпус насоса. Из
корпуса насоса 15 вода подается в гибкий шланг 8, соединяющий насос со
входным патрубком 9 водяной рубашки блока цилиндров. Во входном
отверстии рубашки установлена короткая водораспределительная труба 14,
направляющая холодную воду в первую очередь на наружные поверхности
газораспределительных каналов и седел выпускных клапанов, а затем к
прочим нагретым местам блока.
Фиг. 45. Система охлаждения двигателя автомобиля
"Москвич".
Нагревшаяся в рубашках блока и головки цилиндров вода напором насоса
выталкивается через открытый клапан 2 термостата 13 в патрубок 12
головки блока и дальше через гибкий шланг 11 в верхний бак радиатора.
Клапан термостата начинает открываться, когда температура воды в системе
охлаждения повысится до 75° (75 + 2,5°); при нагреве воды до Температуры
90" (90° + 2,5°) клапан термостата открыт полностью. В головке клапана
сделано отверстие /, служащее для выпуска воздуха из водяных рубашек при
заполнении системы охлаждения водой.
Центробежный насос крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Насос
приводится в движение от коленчатого вала с помощью резинотканевого
клинового ремня 1. Ремень одновременно приводит в движение вентилятор 6
и вал якоря генератора 7. Приводной чугунный шкив водяного насоса
напрессован на стальной валик крыльчатки 20. Чугунная крыльчатка 20
насоса, имеющая прямые лопасти, установлена на шейке (с лыской) валика
24 и закреплена болтом с шайбами. Валик крыльчатки вращается в двух
шариковых подшипниках 22, установленных в чугунной крышке 23 корпуса
насоса. Подшипники смазываются густой (консистентной) смазкой,
подаваемой через прессмасленку 18. Для предупреждения проникновения воды
из корпуса в крышку (и к подшипникам) валик 24 уплотнен в крышке
самоподжимным сальником 19. Сальник состоит из резиновой манжеты,
упорной шайбы (из стеклотекстолита) и пружины. Незначительное количество
воды, которое может просочиться через сальник, отводится из крышки
насоса по сточному каналу 21. Радиатор пластинчатого типа состоит из
верхнего 10 и нижнего 16 баков, соединенных между собой фасонными
охладительными секциями.
Каждая секция состоит из двух пластин с профилированными выдавками,
имеющих ширину, равную ширине сердцевины радиатора, и спаянных одна с
другой по передним и задним кромкам. Верхние и нижние кромки пластины
вставлены в щелевидные прорезы, сделанные в днищах баков радиатора, и
припаяны к бакам по контуру. При таком устройстве секции внутри нее
образуется извилистый щелевидный проход для воды.
Наличие встречных выдавок на стенках пластин создает сопротивление для
движения воды, т. е. уменьшает ее скорость до значения, при котором
происходит наилучшая отдача тепла стенкам и от них воздуху. Для
увеличения общей поверхности охлаждения радиатора и улучшения отвода
тепла от стенок секций между каждой парой секций помещены и припаяны к
их стенкам гофрированные пластины 27.
Влияние пластин 27 на теплопередачу в данном радиаторе аналогично
влиянию горизонтальных п.г^астин (ребер) в трубчатом радиаторе.
Промежутки между гофрами пластин 27 образуют множество горизонтальных
каналов, по которым проходит охлаждающий сердцевину воздух.
Сверху и в центре бака 10 имеется паросборный колпак 29, соединенный с
пароотводящей трубкой 26, выведенной снаружи радиатора под его нижний
бак. Паросборный колпак и пароотводящая трубка служат для отвода в
атмосферу пара, образующегося в водяных рубашках при работе двигателя.
Этим система охлаждения (главным образом радиатор) предохраняется от
повреждении, о заднюю стенку верхнего патрубка к радиатору впаяна
наполнительная горловина 17, плотно закрывающаяся пробкой с резиновой
уплотнительной прокладкой.
Фиг. 46. Регулировка натяжения ремня вентилятора
двигателя автомобиля "Москвич".
Нижний и верхний баки радиатора имеют патрубки для соединения
дюритовыми гибкими шлангами с патрубками водяной рубашки и насоса.
Сердцевина с баками радиатора заключена в штампованную стальную
каркасную рамку 28. К рамке приварены кронштейны для крепления радиатора
к балке передней оси (болтом через резиновую подушку) и к облицовке
радиатора, жестко соединенной с кузовом. В отводной патрубок нижнего
бака радиатора ввернут краник 25, служащий для выпуска воды из системы
охлаждения.
За радиатором помещен двухлопастный вентилятор со стальными
штампованными лопастями. Лопасти крепятся болтами к приводному шкиву
вала якоря генератора.
При эксплуатации автомобиля за системой охлаждения требуется
систематическое наблюдение. Вода должна заполнять систему до нормального
уровня на 30 мм ниже края отверстия наполнительной горловины.
Следует также проверять натяжение ремня вентилятора. Правильным
натяжением ремня считается такое, когда при нажиме пальцем на ветвь
ремня по середине между шкивами водяного насоса и генератора ремень
прогнется на 15мм. Слабое натяжение ремня вызовет его буксование, плохую
тягу воздуха вентилятором, что может привести к перегреву двигателя.
Кроме того, уменьшится зарядный ток генератора. При слишком сильном
натяжении ремня шкивы и подшипники их валов будут излишне нагружаться, а
также заметно увеличится износ ремня.
Для регулировки натяжения ремня прежде всего надо ослабить гайки болтов
1 (фиг. 46) крепления генератора на кронштейне, болта 3, соединяющего
генератор с регулировочной планкой 4, и болта 2 крепления регулировочной
планки на кронштейне головки блока цилиндров. После этого, повернув
генератор на болтах его крепления в кронштейне, надо натянуть ремень до
получения нужного прогиба его. Затем закрепить болт 2 регулировочной
планки и болты 1 и 3.
Иногда причиной неудовлетворительной работы системы охлаждения
(перегрева или переохлаждения двигателя) может быть неисправный
термостат. Его испытывают, снимают и, поместив его в подогреваемую воду,
наблюдают за работой клапана. Клапан должен начать открываться при
температуре воды в пределах от 72,5 до 77,5°. Полностью клапан должен
открыться (подняться над седлом на 8-9 мм) при температуре воды в
пределах от 87,5 до 92,5°. При последующем охлаждении воды до 72,5-67,5°
клапан должен полностью закрыться. При проведении опыта следует
проверить, не выходит ли где-нибудь из цилиндра термостата спирт или его
пары, что укажет на непригодность термостата и необходимость его замены.
Необходимо регулярно смазывать подшипники валика крыльчатки водяного
насоса. Смазка подается в крышку корпуса насоса через пресс-масленку с
помощью шприца. Набивать смазку нужно до тех пор, пока она не покажется
в контрольном отверстии, сделанном сбоку крышки корпуса насоса. Сорт
смазки и периодичность ее добавления указаны в карте смазки (фиг. 182).