Система охлаждения двигателя автомобиля ЗИМ (фиг. 50) по принципу
работы, а также по конструктивному выполнению основных узлов и деталей,
полностью подобна системе охлаждения двигателя автомобиля М-20 <Победа>.
Емкость системы и производительность водяного насоса и вентилятора
увеличены в соответствии с большей мощностью двигателя. Поверхность
охлаждения радиатора соответственно увеличена.
Уход и наблюдение за системой охлаждения двигателя при эксплуатации
автомобиля должны быть регулярными.
Фиг. 50. Система охлаждения двигателя автомобиля
ЗИМ: 1 - датчик указателя температуры воды; 2 - термостат; 3 -
сигнальная лампочка; 4- наливная горловина; 5 - жалюзи; в - пробка
наливной горловины; 7 - комбинация приборов с указателем температуры
воды; ? - радиатор системы охлаждения; 9 - спускной кран; 10- радиатор
системы смазки.
Возможны различные неисправности и неполадки системы охлаждения; если
их своевременно не устранить, то неизбежны серьезные повреждения
двигателя.
Прежде всего надо следить за температурой воды в системе охлаждения.
Температура воды должна быть в пределах 75-90°. При переохлаждении
двигателя нужно уменьшать величину открытия жалюзи радиатора, при
перегреве жалюзи нужно открывать на большую величину. Если же перегрев
двигателя не уменьшается и нельзя добиться нормальной работы системы
охлаждения изменением открытия жалюзи, то следует выяснить причину
неисправности и устранить ее. Перегрев двигателя может быть вызван
ослаблением натяжения ремня вентилятора, загрязнением охлаждающей
поверхности радиатора и отложением накипи в системе охлаждения. Удалять
накипь из системы охлаждения довольно трудно и поэтому надо принимать
меры к устранению причин ее образования. Так, например, 'следует по
возможности заливать в систему охлаждения <мягкую> воду (дождевую,
снеговую и т. д.), нельзя часто менять воду в системе охлаждения.
Нередко автомобиль зимой хранится в холодном гараже и поэтому воду из
системы охлаждения выпускают ежедневно. Если каждый день в систему
охлаждения заливать свежую воду, то отложение накипи в системе будет
особенно интенсивным. Спущенную из системы охлаждения воду рекомендуется
сохранять для следующей заправки, так как некоторое количество
минеральных солей из этой воды уже выпало в осадок. Рекомендуется дважды
в год, перед началом летнего и зимнего сезонов эксплуатации, тщательно
промывать систему охлаждения чистой водой. Несмотря на все принимаемые
меры накипь все же образуется на стенках водяных рубашек, в трубках и
протоках радиатора. Поэтому, если вследствие отложения накипи двигатель
перегревается, то ее необходимо удалить.
Систему охлаждения двигателя автомобиля <Москвич> можно промыть
раствором, состоящим из 750-800 г едкого натра (каустическая сода) и 150
г керосина на 10 л воды. Для промывки спускают всю воду, снимают
термостат, заполняют систему указанным раствором и оставляют его в
системе на 10-12 час. После этого пускают двигатель и дают ему
поработать с малым числом оборотов холостого хода 15 мин. Затем, сняв
пробку горловины радиатора и открыв спускной краник, сливают раствор из
системы охлаждения и одновременно промывают систему чистой водой в
течение 5-10 мин. При этом следует помнить, что при спуске раствора из
системы спускной краник может засориться, поэтому его нужно прочищать
проволокой. Для полного выпуска промывочного раствора и воды в конце
промывки следует разъединить дюритовый шланг и патрубок у нижнего бака
радиатора. По окончании промывки устанавливают на место термостат,
соединяют гибкий шланг и закрывают спускной краник, после чего заливают
систему чистой водой.
Пользоваться указанным выше растворим и тип, содержащими кислоты и
щелочи, для промывки системы охлаждения двигателей автомобилей ЗИМ и
М-20 <Победа> нельзя, так как головки блоков цилиндров этих двигателей,
сделанные из алюминиевого сплава, будут разрушаться.
Для предупреждения образования отложений накипи систему охлаждения этих
двигателей нужно не реже двух раз в год промывать сильной струей чистой
воды. При этом блок цилиндров и радиатор нужно промывать раздельно.
Чтобы избежать перегрева двигателя из-за загрязнения воздушных проходов
сердцевины радиатора при работе на пыльных дорогах следует возможно чаще
промывать радиатор сильной струей воды, направляя ее от двигателя
(из-под капота).
Ежедневно следует осматривать систему охлаждения, чтобы проверить, нет
ли течи воды. Течь может быть вызвана неплотностями в соединениях
фланцев, патрубков, повреждением гибких шлангов, слабой затяжкой
хомутиков шлангов, неплотностью спускных краников, повреждением
радиатора и, наконец, неисправностью сальника насоса.
Особое внимание системе охлаждения надо уделять в зимнее время года,
чтобы избежать замерзания воды в радиаторе, в рубашках блока и его
головки.
Если обнаружено замерзание воды в радиаторе и его патрубке, надо
обложить тряпками нижнюю часть радиатора и нижний водяной патрубок и
затем поливать тряпки горячей водой, пока весь лед не растает. В том
случае, когда вода в нижнем патрубке не замерзла, хорошо утепляют
радиатор, пускают двигатель и дают ему работать с малым числом оборотов,
не допуская интенсивного кипения воды, до полного отогревания радиатора.
При замерзании воды в рубашках блока и головке блока цилиндров
отогревание начинают с насоса, обкладывая его тряпками и поливая их
горячей водой, а затем пускают двигатель и дают ему поработать с малым
числом оборотов до постепенного отогревания всей системы.
Чтобы предупредить замораживание радиатора, следует выезжать из гаража
только после достаточного прогрева двигателя и радиатора.
В период зимней эксплуатации автомобиля совершенно необходимо закрывать
облицовку радиатора и капот двигателя утеплительными чехлами или
фартуками.
Наиболее надежным средством предохранения системы охлаждения от
замораживания является применение охлаждающих жидкостей, замерзающих при
низкой температуре, состоящих из этиленгликоля и воды. Следует иметь в
виду, что эти жидкости ядовиты и портят окраску автомобиля, поэтому
обращаться с ними надо очень осторожно. При понижении уровня жидкости в
системе охлаждения вследствие испарения нужно доливать только чистую
воду. Жидкость, замерзающая при низкой температуре, при нагревании
расширяется, поэтому ее надо наливать в систему на 6; меньше полного
объема системы охлаждения. Нельзя допускать попадания в охлаждающую
жидкость нефтепродуктов (бензина, масла и т. п.), которые образуют пену
и снижают теплопроводность жидкости, нарушая нормальную работу системы
охлаждения.
Таблица 1, Таблица 2
Следует отметить, что увеличенное или уменьшенное содержание
этиленгликоля в составе охлаждающей жидкости приводит к повышению
температуры ее замерзания (табл. 1).
Кроме стандартных жидкостей, замерзающих при низкой температуре, можно
применять для охлаждения смесь глицерина или спирта с водой. При
применении смеси воды со спиртом надо учитывать, что спирт испаряется
быстрее воды, и поэтому периодически требуется добавлять спирт. В
противном случае охлаждающая жидкость может замерзнуть при сравнительно
высокой температуре. В табл. 2 приведены температуры замерзания спирто-
и глицериноводных смесей различного состава.
Зимой при хранении автомобиля в холодном гараже необходимо сливать
охлаждающую жидкость из системы охлаждения после работы, следя за тем,
чтобы вытекла вся вода. При выпуске охлаждающей жидкости пробка
горловины радиатора должна быть открыта, а спускные краники следует
прочищать проволокой. Спущенную воду надо хранить для последующего
заполнения системы охлаждения.