Устройство автомобиля и его механизмовГлава III. Силовая передача
Механизм сцепления и гидромуфта
Сцепление автомобиля Москвич
Сцепление автомобиля <Москвич> показано на фиг. 110. Механизм
сцепления заключен в штампованном кожухе 10, прикрепленном к маховику 8
двигателя болтами 9. В кожухе установлен нажимной диск 11, имеющий три
выступа 15.
Выступы 15 своими боковыми гранями входят в прямоугольные вырезы кожуха
10. Эти вырезы связывают нажимной диск 11 с кожухом 10 и в то же время
являются направляющими для нажимного диска. В углубления выступов
нажимного диска входят внешние концы трех отжимных рычажков 16,
соединенных с кожухом регулировочными пальцами 12. На наружных концах
пальцев 12 имеются гайки 17 для регулировки положения рычажков 16 по
отношению к отжимному подпятнику 19.
Фиг. 110. Механизм сцепления автомобиля
"Москвич".
На противоположные концы рычажков 16 действует отжимной ПОДП5ГГНИК
19, через кольцо 20. На середине пальца 12 в отверстии установлена ось
13, на которой качается рычажок.
Рычажки 16 постоянно прижаты к выступам нажимного диска усилием пружин
14. Внутренние концы рычажков 16 имеют прорези, в которые входят
соответствующие выступы чугунного кольца 20. Кольцо скреплено с концами
рычажков 16 проволочными пружинными звеньями.
При выключении сцепления отжимной подпятник 19 вилки 21 нажимает на
кольцо 20 и продвигает его вперед.
Между кожухом 10 и нажимным диском 11 установлены витые пружины 1,
прижимающие нажимной диск к маховику.
Ведомый диск 6 установлен на первичном валу 18 коробки передач с помощью
шлицевого соединения.
Конец первичного вала имеет опору в шариковом подшипнике, установленном
в выточке фланца маховика (фиг. 110, правая сторона).
Фиг. 111. Механизм выключения сцепления
автомобиля "Москвич".
Диск 6 соединен со ступицей 22 подвижно, т. е. он может смещаться по
отношению к ней в угловом направлении. В прямо угольные окна диска и
ступицы установлены шесть витых пружин 3. При резких изменениях скорости
вращения маховика, а значит и ведомого диска, пружины 3 смягчают толчки
и удары.
При распрямлении пружин 3 возможно возникновение колебательного движения
диска 6 на его ступице. Однако это движение быстро прекращается
вследствие трения диска 6 и кольца 2, соединенного пальцами 4 с диском
6, о фланец ступицы 22.
Для выключения сцепления служит механизм, показанный на фиг. 111. Вилка
3 выключения сцепления снабжена подпятником 4, установленным в обойме 5,
и качается на шаровом шарнире 6. Подпятник 4 изготовлен из прессованного
угольно-графитового порошка и пропитан маслом, поэтому при эксплуатации
смазка его не требуется. Конец вилки, выходящий из картера сцепления
наружу, соединен механизмом привода с педалью 9. Педаль, снабженная
бронзовой втулкой, вращается на оси 10. Нижний конец 11 рычага педали
соединен цепью 12, состоящей из трех звеньев, с рычагом 13 валика 15,
установленного в шаровых опоpax 14. На противоположном конце валика 10
имеется рычаг 2, шарнирно соединенный с толкающим штоком 16. Свободный
конец штока 16 входит в полый регулировочный болт 7, ввернутый в ушко
вилки 3. При нажатии на педаль 9 соединительная цепь поворачивает валик
15. При этом рычаг 2 перемещает толкающий шток 16, упирающийся в
регулировочный болт вилки. Вследствие этого вилка поворачивается
0тн0си,тел1н0 шаровой опоры и подпятник 4 движется вперед, нажимает на
кольцо 20 (фиг. 110). Рычажки 13 оттягивают нажимной диск 11 и
освобождают ведомый диск б, выключая сцепление. Для включения сцепления
педаль 9 (фиг. 111) плавно отпускают. Пружины 1 (фиг. 110) перемещают
нажимной диск в сторону маховика и ведомый диск 6 зажимается между
нажимным диском и маховиком. Педаль же возвращается в исходное положение
усилием пружины 1 (фиг. 111), соединенной одним концом с рамой
автомобиля, а другим с вилкой 3.
При эксплуатации автомобиля следует контролировать величину зазора между
кольцом 20 (фиг. 110) и подпятником 19 вилки 21. Этот зазор должен быть
равен 3 мм, что соответствует свободному ходу педали, равному 27 мм,
примем допускается изменение свободного хода в пределах с 24 до 30 мм.
При увеличенном зазоре сцепление будет плохо выключаться, при малом
зазоре возможны неполное включение и пробуксовка сцепления, а также
ускоренный износ подпятника. Ввертывая регулировочный болт 7 (фиг. 111)
в ушко вилки 3, зазор уменьшают, вывертывая - зазор увеличивают.
Перед регулировкой следует предварительно ослабить стяжной болт 8 на
наружном конце вилки, а после регулировки вновь закрепить его. Сцепление
регулируют с помощью регулировочных гаек 17 (фиг. 110) только при
капитальном ремонте; в условиях эксплуатации такая регулировка
недопустима. Несоблюдение этого указания может вызвать перекосы дисков,
нарушения в работе и поломки деталей механизма сцепления.
Читать
предыдущую страницу
Читать книгу сначала Читать
следующую страницу
Советуем прочитать:
Электрооборудование бензиновых и дизельных двигателей
Устройство и
конструкция автомобиля ВАЗ 2123 Шевроле Нива
Конструкция
автомобилей ВАЗ 2106, и ремонт
Автомобили ВАЗ,
характеристика, конструкция
Промывка
форсунок и инжектора
Коррозия автомобиля
и ее предотвращение
Окраска и
противокоррозионная обработка
Ремонт автомобилей ВАЗ после аварий
Технология
сварочных работ
Устройство и
эксплуатация троллейбуса
Устройство автомобиля Москвич, АЗЛК-2141,
21412
Устройство автомобиля Волга, ГАЗ 24
Устройство автомобиля
Москвич-412
Устройство автомобиля ВАЗ 2108, ВАЗ2109, Спутник
Устройство автомобиля ВАЗ 2121
Читать про автомобиль Нива 2121 более подробно, конструкция,
ремонт, эксплуатация
Устройство автомобиля ВАЗ 2105
Автомобильные двигатели на
катерах и лодках
|