Устройство автомобиля и его механизмовГлава IV. Ходовая часть
Напомним, что в ходовую часть автомобиля входят: рама (или основание
несущего кузова), передняя и задняя оси, передняя и задняя подвески,
колеса и шины.
Все три рассматриваемых в этой книге советских легковых автомобиля не
имеют общей рамы и относятся к автомобилям безрамной конструкции (фиг.
134). На автомобиле безрамной конструкции все агрегаты прикреплены к
основанию кузова, прочность и жесткость которого особенно высокие.
Кузов безрамных автомобилей воспринимает все виды нагрузок, возникающих
при взаимодействии механизмов ходовой части с дорогой.
Конструкция передней и задней осей определяется конструкцией подвески.
На рассматриваемых автомобилях применяется' независимая пружинная
подвеска передних колес и рессорная подвеска на продольных
полуэллиптических рессорах заднего
моста.
При независимой передней подвеске вертикальные колебания одного колеса
не передаются на другое колесо. Каждое переднее колесо имеет свою
подвеску, работающую независимо от другой. Независимая подвеска
обеспечивает плавность хода и хорошую устойчивость автомобиля. На
автомобилях М-20 <Победа> и ЗИМ независимая передняя подвеска дополнена
стабилизатором поперечной устойчивости, который уменьшает наклоны
(крены) кузова на поворотах и боковые раскачивания кузова при езде по
неровной дороге. Кроме того, передняя и задняя подвески снабжены
амортизаторами, предназначенными для уменьшения колебаний кузова на
упругих элементах подвески и быстрого гашения указанных колебаний. На
рассматриваемых автомобилях применяются гидравлические амортизаторы
одностороннего или двустороннего действия.
Колеса автомобилей, выштампованные из листовой стали, имеют цельный обод
с глубокой выемкой посередине. Выемку в ободе делают для облегчения
надевания покрышки шины.

Фиг. 134. Расположение агрегатов и механизмов
автомобиля "Москвич"

Фиг. 135. Схема независимой подвески передних
колес автомобиля.
Колеса крепят к ступицам. На ободы колес надевают эластичные
пневматические шины, которые уменьшают толчки при наезде колес на
неровности
дороги.
Большое значение для облегчения управления и устойчивости движения
автомобиля имеет установка передних колес. На фиг. 135 схематически
изображена независимая подвеска передних колес автомобиля.
Подвеска состоит из неподвижной поперечины 5, двух независимых пружинных
подвесок / и двух поворотных цапф 3, шарнирно соединенных с подвесками.
Поворотная цапфа 3, на которой установлена ступица колеса, соединена с
подвеской при помощи так называемого кулака 2 и шкворня 4.
Особенность установки передних колес автомобиля состоит в том, что
плоскости колес не параллельны продольной плоскости автомобиля, а
шкворни поворотных цапф - не вертикальны.
Установка передних колес характеризуется углом развала и схождением
колес, а установка шкворней - углами наклона назад и вбок (фиг. 136).
Развал передних колес характеризуется углом, образованным плоскостью
колеса, установленного для движения вперед, и вертикальной продольной
плоскостью. Этот угол измеряют в вертикальной плоскости, проходящей
через переднюю ось.
Установка передних колес с углом развала способствует облегчению
управления автомобилем, уменьшает колебания колес относительно шкворней
при небольших ударах от неровностей дороги и создает благоприятные
условия для работы подшипников ступицы колеса и шин.
Схождение передних колес характеризуется углом, образованным между
плоскостью колеса, установленного для движения вперед, и вертикальной
продольной плоскостью. Этот угол измеряют в горизонтальной плоскости,
проходящей через переднюю ось. При наличии схождения колес расстояние а
меньше расстояния б.

Фиг. 136. Установка передних колес и шкворней
поворотных цапф автомобиля.
Установка колес с углом развала необходима по следующим причинам. В
подшипниках колес и втулках шкворней при сборке сохраняются рабочие
зазоры.. Под нагрузкой эти зазоры уменьшаются и положение колес
приближается к вертикальному.
Схождение колес необходимо, чтобы устранить их стремление расходиться
вправо и влево из-за установки колес с развалом.
Величину схождения измеряют по центрам колес между ободами спереди и
сзади, причем сзади расстояние между ободами колес должно быть большим
(см. табл. 5)
Угол наклона шкворня поворотной цапфы назад (фиг. 136) обеспечивает
устойчивое движение автомобиля в прямом направлении без увода в
какую-либо сторону. При наклоне шкворня назад переднее колесо,
отклонившееся в сторону в результате наезда на какое-либо дорожное
препятствие, стремится автоматически вернуться в исходное положение для
прямолинейного движения.
При наклоне шкворня назад автоматически обеспечивается установка колес
автомобиля в положение, соответствующее движению в прямом направлении.
Однако при наклоне шкворня назад несколько увеличивается усилие шофера,
необходимое для поворота автомобиля. В связи с этим наклон шкворня назад
делают по возможности малым.
Кроме того, шкворень поворотной цапфы имеет наклон вбок (фиг. 136).
Углы установки колес и шкворней поворотных необходимо контролировать
при эксплуатации автомобиля. В случае нарушения установки колес и
шкворней нужно немедленно произвести регулировку. Невыполнение этого
указания неизбежно приводит к ускоренному износу подшипников ступиц и
шкворней и, особенно, покрышек шин.
В табл. 5 приведены значения углов установки передних колес и шкворней
поворотных цапф рассматриваемых легковых автомобилей.
Таблица 5 Значения углов установки передних колес и
шкворней поворотных цапф

Углы наклона колес и шкворней, а также схождение колес измеряют на
ровной горизонтальной плоскости дороги при полной нагрузке автомобиля
(автомобиль <Москвич> нагружать не нужно).
Читать
предыдущую страницу
Читать книгу сначала Читать
следующую страницу

Советуем прочитать:
Технология
сварочных работ
Устройство и
эксплуатация троллейбуса
Устройство автомобиля Москвич, АЗЛК-2141,
21412
Устройство автомобиля Волга, ГАЗ 24
Устройство автомобиля
Москвич-412
Устройство автомобиля ВАЗ 2108, ВАЗ2109, Спутник
Устройство автомобиля ВАЗ 2121
Читать про автомобиль Нива 2121 более подробно, конструкция,
ремонт, эксплуатация
Устройство автомобиля ВАЗ 2105
Автомобильные двигатели на
катерах и лодках
Электрооборудование бензиновых и дизельных двигателей
Устройство и
конструкция автомобиля ВАЗ 2123 Шевроле Нива
Конструкция
автомобилей ВАЗ 2106, и ремонт
Автомобили ВАЗ,
характеристика, конструкция
Промывка
форсунок и инжектора
Коррозия автомобиля
и ее предотвращение
Окраска и
противокоррозионная обработка
Ремонт автомобилей ВАЗ после аварий
|