Для облегчения пуска двигателей современные автомобили оборудованы
электрическими двигателями - стартерами. Стартер может вращать
коленчатый вал со скоростью 80-100 об/мин, что вполне достаточно для
надежного пуска двигателя.
Устройство электрической части стартера принципиально не отличается от
устройства электрической части генератора. Стартер, как и генератор,
имеет корпус с электромагнитом, якорь с коллектором и щетки.
В отличие от генератора у стартера обмотка якоря и обмотка
электромагнита соединены последовательно. Обмотки стартера рассчитаны на
ток очень большой силы (300-500 а), поэтому сечение проволоки обмоток
значительно превышает сечение обмоток генератора. При включении тока в
обмотках стартера создаются два магнитных поля: одно вокруг сердечника
якоря, другое вокруг сердечников полюсов. Взаимодействие этих магнитных
полей и вызывает вращение якоря.
Фиг. 170. Устройство стартера механизма привода
от вала якоря к маховику двигателя.
Механизм привода вала якоря стартера к зубчатому венцу маховика
работает следующим образом (фиг. 170). При нажатии на педаль 6 она
воздействует на рычаг 5, который, вращаясь вокруг оси 4, нижним концом с
вилкой перемещает муфту 14 с шестерней 11 вправо и вводит шестерню в
зацепление с зубчатым венцом 10 маховика. Если зубья венца маховика и
шестерни стартера окажутся один против другого, то нижний конец рычага 5
будет продолжать перемещаться, сжимая пружину 13, К концу хода педали 6
рычаг 5 нажмет винтом 3 на шток пластины 2 включателя и замкнет контакты
1. При этом ток из аккумуляторной батареи потечет в обмотки стартера и
вал 15 якоря начнет вращаться.
Шестерня 11 стартера не должна быть жестко соединена с валом 15, так как
после пуска двигателя скорость вращения якоря стартера, теперь уже
приводимого в движение двигателем, может превысить допустимую. Это может
привести к выходу стартера из строя.
Следовательно, при первых самостоятельных оборотах коленчатого вала
шестерня должна выходить из зацепления с венцом маховика. Поэтому
передача вращающего усилия от вала якоря на шестерню привода
осуществляется с помощью муфты свободного хода, не допускающей обратного
вращения якоря стартера от маховика двигателя. Устройство муфты
свободного хода следующее.
На шлицованной части вала 15 (фиг. 170) закреплена внутренняя обойма 12
муфты свободного хода, имеющая выемки для роликов 7 и гнезда для пружин
9. Внутренняя обойма 12 с роликами входит во внешнюю обойму 8,
выполненную за одно целое с шестерней 11. Внешняя обойма установлена на
гладкой (не шлицованной) части вала и может свободно вращаться на ней.
Пружины 9, нажимая на ролики 7, вдвигают их в узкую часть зазора между
обоймами 12 и 8 и заклинивают этим ведущую и ведомую детали муфты (см.
левый разрез муфты на фиг. 170).
При включении стартера внутренняя обойма 12 начнет вращаться в
направлении против часовой стрелки, что создаст дополнительное усилие,
отгоняющее ролики 7 в узкую часть зазорча между обоймами. Вследствие
этого внешняя обойма 8 окажется заклиненной роликами и будет вращаться
вместе с внутренней обоймой 12 и валом якоря стартера как одно целое.
С началом работы двигателя (при первых вспышкях в цилиндрах) скорость
вращения внешней обоймы 8 окажется выше, чем внутренней обоймы 12. В
результате возникшего трения между обоймой 8 и роликами 7, последние,
сжимая пружины, отойдут в сторону более широкой части выреза в обойме.
После этого внешняя обойма 8 будет свободно вращаться на валу якоря
стартера.
При пользовании стартером следует помнить, что он потребляет ток большой
силы и поэтому включать стартер можно только на короткое время, во
избежание сильного разряда аккумуляторной батареи. Держать стартер
включенным более 3-5 сек. не рекомендуется. Между последовательными
включениями стартера должен быть интервал 25-30 сек. Если пуск двигателя
стартером не удался после двух попыток, следует воспользоваться пусковой
рукояткой.
В холодное время года непрогретый двигатель следует пускать только
пусковой рукояткой.