Основные неисправности двигателя, их устранение, и предупреждение
Основным признаком износа деталей кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов двигателя служит появление различных
стуков и шумов. Устранение обнаруженных шумов и стуков обычно может быть
осуществлено только путем ремонта двигателя. Определение характера
стуков и места их возникновения в двигателе производят с помощью
фонендоскопа прибора для выслушивания и аналогичного по устройству и
принципу работы медицинскому
При износе тех или иных деталей появляются характерны; шумы и стуки.
Так, например, износ поршневых пальцев сопровождается звонкими
металлическими стуками, особенно ярко выраженными при увеличении
нагрузки. Эти стуки хорошо прослушиваются в- верхней и нижней частях
цилиндра. Стук коренного подшипника прослушивается в нижней части блока
цилиндров (картера) двигателя Этот стук характеризуется глухим звуком,
напоминающим удары деревянных предметов. Стук поршня о стенки цилиндра
прослушивается на протяжении всего хода поршня Стук изношенных поршневых
колец напоминает <щелчок>, особенно хорошо слышимый, когда поршень
проходит мертвые точки.
В газораспределительном механизме стуки прослушиваются в зоне крышки
распределительных шестерен и косят ритмичный характер. С увеличением
скорости вращения коленчатого вала частота стука соответственно
возрастает. Стук, прослушиваемый, в зоне клапанной коробки, указывает на
увеличение зазоров между толкателем и стержнем клапана Ослабление
креплений двигателя к раме и основанию кузова приводит к перекос)
двигателя и повышенному износу карданных шарниров. Ослабление крепления
впускной трубы или головки блока цилиндров к блоку вызывает подсос
воздуха в цилиндры, т. е. обеднение горючей смеси, к утечке газов из
цилиндров и проникновению в цилиндры воды.
Ослабевшие крепления головки блока цилиндров нужно подтягивать только в
определенной последовательности, чтобы избежать ее перекоса.
Последовательность затяжки гаек шпилек и болтов указана в заводской
инструкции.
Гайки головки блока цилиндров рекомендуется подтягивать
динамометрическим ключом, которым можно контролировать усилие затяжки и,
следовательно, обеспечить требуемую плотность стыка.
В случае смены уплотнительной прокладки головки блока цилиндров гайки и
болты головки затягивают только на холодном двигателе (автомобили М-20
<Победа> и ЗИМ) или сначала на холодном, а потом на прогретом двигателе
(автомобиль <Москвич>)
В системе охлаждения основными неисправностями могут быть неплотности в
соединениях патрубков и гибких шлангах отложение большого количества
накипи на внутренних поверхностях водяных рубашек двигателя и в протоках
радиатора, а также ослабление натяжения ремня привода вентилятора
водяного насоса.
Утечка воды из системы охлаждения происходит главным образом через
неплотности соединений шлангов с патрубками или через разрывы шлангов.
Устранить течь можно подтянув хомуты шлангов или заменив поврежденные
шланги.
Образующаяся в рубашках головки и блока цилиндров и в радиаторе накипь
уменьшает теплопередачу, а поэтому двигатель перегревается При
эксплуатации автомобиля следует как можно реже менять воду в системе
охлаждения двигателя.
Ослабление натяжения вентиляторного ремня приводит к пробуксовке ремня
и, следовательно, к снижению скорости воздушного потока, охлаждающего
воду в радиаторе, в результате чего двигатель перегревается. Кроме того,
при пробуксовке ремня снижается интенсивность циркуляции воды в системе.
Неисправности устраняют соответствующей регулировкой натяжения ремня
привода вентилятора и водяного насоса.
а системе смазки возможны следующие неисправности: течь масла в
соединениях, трубопроводах и штуцерах, падение давления масла и
засорение фильтрующих элементов фильтров. Об исправности работы системы
смазки можно судить по показаниям манометра, по уровню и состоянию масла
в картере. Манометр при пуске и прогреве двигателя обычно показывает
несколько большее давление, чем при прогретом двигателе. С прогревом
двигателя давление в системе смазки снижается и устанавливается около 2
кг/см2. Со снижением числа оборотов коленчатого вала давление масла
может понижаться, но при средних числах оборотов давление масла должно
быть около 2 кг/см2. Увеличение давления масла указывает на загустевание
масла, переохлаждение двигателя, засорение маслопроводов или нарушение
регулировки редукционного клапана масляного насоса.
Одновременно с проверкой уровня следует проверить и качество масла в
картере. Наиболее важными показателями качества масла является его
вязкость, содержание механических примесей и топлива. Вязкость следует
определять с помощью прибора (вискозиметра). Наличие топлива в масле
можно определить по запаху; для определения количества механических
примесей пользуются промокательной бумагой. На промокательную бумагу
наносят каплю масла. После высыхания чистое масло оставляет желтое
пятно, а масло, засоренное механическими примесями, - темнокоричневое
пятно.
Большое значение для надежной работы системы смазки имеет состояние
фильтрующих элементов.
При наличии фильтра грубой очистки масла ежедневно сле-5|дует
проворачивать стержень элемента фильтра на два оборота сразу после
остановки двигателя (автомобиль ЗИМ). На автомобиле М-20 <Победа>
стержень элемента проворачивается автоматически, при включении стартера.
Из фильтра тонкой очистки масла необходимо выпускать отстой после
пробега автомобилем каждых 1000 км и заменять фильтрующий элемент в
соответствии с указанием заводской инструкции. Если картерное масло
темнеет раньше срока, то немедленно надо заменить фильтрующий элемент
фильтра тонкой очистки.
В системе питания возможны следующие неисправности: течь топлива в
соединениях трубопроводов и штуцеров, засорение фильтров, трубопроводов
и каналов карбюратора, нарушение регулировки и <переливание> топлива в
карбюраторе, повреждение диафрагмы топливного насоса.
Чтобы топливная система не засорялась, нужно следить за чистотой сетки,
помещенной в горловине бака. Заправлять топливо в бак следует только из
чистой посуды через воронку с сеткой. Лучше применять фильтры из замши,
которые задерживают воду, случайно попавшую в топливо. Воздушное
отверстие горловины или клапан пробки бака должны быть всегда чистыми во
избежание засорения топливный бак следует снять, тщательно промыть, а
если имеются повреждения, устранить их. Обнаруженные отверстия следует
запаять. Перед пайкой бак необходимо промыть раствором нашатырного
спирта или горячей водой, чтобы избежать взрыва паров топлива.
Топливоприводы должны иметь надежные (плотные) соединения. Топливный
фильтр-отстойник диафрагменного насоса, обеспечивающий постоянную
очистку топлива от механических примесей, довольно быстро загрязняется.
В зависимости от качества бензина следует профилактически чистить
отстойник через каждые 250-500 км пробега автомобиля. Для этого
необходимо ослабить гайку крепления стакана отстойника, снять отстойник
и сетчатый фильтр, промыть фильтр бензином, протереть детали насухо и
поставить их на место. Перед сборкой отстойника проверить исправность
пробковой прокладки.
Для обеспечения бесперебойной подачи топлива к карбюратору необходимо
следить за герметичностью всех соединений диафрагменного насоса,
немедленно устранять подтекание бензина и подсос воздуха. При
профилактической разборке насоса следует проверять плотность прилегания
клапанов к их седлам, целость диафрагмы и плотность ее крепления к
штоку. Необходимо также контролировать чистоту отверстия в корпусе
насоса (под диафрагмой) и легкость качания рычага привода на его оси.
Работу топливного насоса можно проверить, не снимая его с двигателя. Для
этого отъединяют у соединительного ниппеля топливопровод, подводящий
топливо от насоса к карбюратору. Затем рычагом ручной подкачки топлива
приводят в движение диафрагму. Топливо из топливопровода начинает
выливаться наружу. При отсутствии подачи топлива необходимо проверить,
не засорились ли топливопроводы.
Для этого нужно отвернуть от насоса штуцер топливопровода, соединяющего
насос с баком, снять пробку с бензобака и продуть топливопровод насосом
для накачивания шин (к насосу для этой цели придается специальный
конический наконечник).
Если топливопровод не засорен, необходимо проверить состояние насоса и
устранить неисправность. Чаще всего насос отказывает вследствие
засорения седел клапанов или повреждения диафрагмы. Для чистки седел
клапан в сборе с седлом промывают в чистом бензине и продувают сжатым
воздухом. При отсутствии новой диафрагмы можно сместить отдельные диски
поврежденной диафрагмы так, чтобы сквозные трещины или отверстия в
отдельных дисках не совпали.
Регулировка карбюратора необходима в следующих случаях: при неустойчивой
работе двигателя на малых оборотах холостого хода, снижении мощности,
появлении выстрелов за глушителем или вспышек (<чихания>) в карбюраторе,
затрудненном пуске холодного двигателя; неустойчивой работе
двигателя во время перехода с малых оборотов коленчатого вала на
большие.
Для регулировки карбюратора на малые обороты холостого хода необходимо
ввернуть винт качественной регулировки до упора, затем отвернуть на два
оборота. Винт количественной регулировки (на рычаге оси дроссельной
заслонки) повернуть на два - три оборота, убедиться в исправности работы
системы зажигания, пустить и прогреть двигатель. Обороты коленчатого
двигателя в этом случае будут большими. Постепенным отвертыванием винта
количественной регулировки снизить число оборотов до минимальных. После
этого, вращая в ту или другую сторону винт качественной регулировки,
добиться получения максимально возможной равномерности вращения
коленчатого вала. Затем винтом количественной регулировки устанавливают
наименьшее устойчивое число оборотов коленчатого вала.
Следует помнить, что регулировать карбюратор целесообразно только тогда,
когда в цилиндры не проникает посторонний воздух (например, через
неплотности во фланцах впускной трубы, через изношенные направляющие
втулки впускных клапанов). Неисправность в работе карбюратора может
вызвать засорение топливных жиклеров или их износ. При засорении
жиклеров в цилиндры двигателя поступает обедненная смесь, мощность
двигателя снижается, он перегревается, в карбюраторе возникают вспышки.
При износе калиброванных отверстий жиклеров смесь обогащается, что
сопровождается перегревом двигателя, снижением мощности и выстрелами за
глушителем. В первом случае жиклеры карбюратора следует продувать сжатым
воздухом, во втором случае жиклеры требуется заменить.
Карбюратор двигателя автомобиля М-20 <Победа> снабжен регулировочной
иглой для отверстия главного жиклера, но для регулировки этой иглой
состава горючей смеси требуется большой опыт. Поэтому самостоятельно
указанную регулировку производить не следует.
Большое значение для исправности работы карбюратора имеет поддержание
нормального уровня топлива в поплавковой камере. Уровень топлива
проверяют с помощью резиновой трубки со штуцером, который ввертывают
вместо пробки в одно из наружных отверстий поплавковой камеры. К
резиновой трубке присоединяют стеклянную трубку. После ввертывания
штуцера трубки поплавковую камеру заполняют топливом с помощью рычага
ручной подкачки насоса, а затем придвигают стеклянную трубку к стенке
поплавковой камеры. Топливо в стеклянной трубке должно быть ниже
плоскости разъема поплавковой камеры и ее верхней крышки для карбюратора
автомобиля <Москвич> на 22+1 мм, для карбюратора автомобиля М-20
<Победа> на 18+1 мм и для карбюратора автомобиля ЗИМ на 17+1 мм.
Переобогащение горючей смеси может быть следствием переливания топлива
через распылители жиклеров. Это бывает в том случае, когда под
игольчатый клапан поплавковой камеры попадают соринки, препятствующие
плотному прилеганию клапана к его седлу. Устранить эту неисправность
можно легким постукиванием по крышке поплавковой камеры или, если
потребуется, разборкой и промывкой клапана и его седла.
В системе зажигания возможны следующие неисправности: нарушение
электрических цепей первичного и вторичного тока, нарушение регулировки
и обгорание контактов прерывателя, пробой конденсатора, прекращение
искрообразования между электродами свечей и (редко) повреждение крышки
распределителя. Для обеспечения надежной работы системы зажигания
необходимо, прежде всего, плотное крепление проводов к клеммам и в
контактных гнездах приборов. Нужно постоянно следить за чистотой
контактов прерывателя и величиной зазора между контактами. Чистить
контакты прерывателя следует тряпочкой, смоченной в бензине, а при
наличии повреждений от выгорания- стеклянной бумагой или тонким надфилем
При зачистке (припиловке) следует обеспечить параллельность поверхностей
контактов, - иначе работа прерывателя не будет надежной. Перед чисткой
надфилем необходимо увеличить зазор между контактами прерывателя, чтобы
надфиль легко проходил между ними. После чистки необходимо контакты
протереть, а прерыватель продуть сжатым воздухом и отрегулировать зазор
между контактами (зазор должен быть равен 0,35-0,45 мм).
Цепь тока низкого напряжения проверяют следующим образом. Устанавливают
контакты прерывателя в замкнутое положение и отъединяют провод,
подведенный от катушки зажигания к молоточку прерывателя. Затем, включив
зажигание, соединяют и разъединяют упомянутый провод с контактным винтом
молоточка прерывателя. Проскакивающая при этом искра укажет на
исправность первичной цепи (до контактов прерывателя). Для проверки
вторичной цепи необходимо вынуть из клеммового гнезда крышки
распределителя центральный провод, соединяющий катушку зажигания с
распределителем, и поворотом коленчатого вала двигателя (пусковой
рукояткой) сомкнуть контакты прерывателя. Конец вынутого из крышки
распределителя провода высокого напряжения приблизить на расстояние 3-4
мм от любой металлической части двигателя. Размыкая и смыкая контакты
прерывателя, наблюдать, проскакивает ли искра между концом провода
высокого напряжения и массой двигателя. Если искра проскакивает, то
вторичная цепь системы зажигания (до свечей) исправна. Неисправности
свечей зажигания могут быть следующие: повреждение изолятора, изменение
зазора между электродами и загрязнение электродов свечей нагаром или
маслом
При повреждении изолятора свеча полностью выходит и строя и ее
необходимо заменить.
Проверить исправность работы свечи можно следующим способом. Вывернутую
из головки блока цилиндров свечу кладут на головку блока, надевают на
гайку (наконечник) свечи провод от распределителя и провертывают
коленчатый вал двигателя при включенном зажигании. Между электродами
исправной свечи должна проскакивать искра. Неисправную свечу можно
обнаружить и на работающем на холостом ходу двигателе. Для этого
необходимо коснуться отверткой массы двигателя и наконечника
центрального электрода свечи. Если свеча исправна, то она при испытании
выключится из работы и число оборотов коленчатого вала двигателя
снизится. Если накоротко замыкают неисправную свечу, то скорость
вращения коленчатого вала двигателя не меняется.