Нормальный режим работы двигателя внутреннего сгорания возможен
только при определенной температуре охлаждающей жидкости. Для
определения ее температуры на двигателе или специальном щитке
устанавливают ртутные, паровые или электрические термометры.
Электротепловой импульсный термометр состоит из датчика и приемника,
соединенных между собой проводником. Датчик представляет собой
баллон с резьбой для ввертывания в рубашку охлаждения блока
цилиндров двигателя и состоит из корпуса 6 (рис. 56), закрытого
латунным патроном 4. Внутри патрона помещена биметаллическая
пластинка 1
с обмоткой сопротивления, которая соединена с одним зажимом датчика
через контактную пластину 5, а другим - через регулировочный
контактный винт 2 и пластину 3 с массой двигателя. Обмотки
биметаллических пластинок 1 я 9 включены в цепь последовательно.
При низкой температуре охлаждающей воды (менее 40° С)
биметаллическая пластинка 1 датчика нагревается медленно, быстро
охлаждаясь после размыкания контактов. Сила тока в нагревательной
обмотке приемника при этом будет наибольшая, что приведет к
значительной деформации пластинки 9 и перемещению стрелки вправо по
шкале, за деление 40° С.
При температуре охлаждающей воды около 40° С контакты датчика
начинают вибрировать, увеличивая силу тока в обмотке приемника, а
стрелка 19 приемника перемещается влево, к делению шкалы 40° С.
Дальнейшее повышение температуры датчика вызывает уменьшение силы
тока в цепи и дополнительное перемещение стрелки приемника влево.
Электромагнитный термометр имеет приемник такой же конструкции, как
и электромагнитный манометр. Основной деталью датчика термометра
является полупроводниковое термосопротивление (термистор), омическое
сопротивление которого резко изменяется в зависимости от
температуры.
Работает электромагнитный термометр так же, как и манометр.
Магнитоэлектрический термометр состоит из полупроводникового датчика
и магнитоэлектрического приемника.
Магнитоэлектрический термометр по сравнению с импульсным более
надежен и точен, а при работе не создает радиопомех.
Датчик термометра состоит из латунного корпуса 4 (рис. 57), в
котором размещен термистор 1 типа ММТ. Термистор соединяется с
массой двигателя через корпус датчика и через пружину 3 с зажимом,
закрепленным в изоляторе 5.
Приемник типа УК.-105 термометра состоит из пластмассовой колодки 9,
окруженной магнитным экраном 7. На колодку намотаны три катушки 8,
10 и 13, включенные в две параллельные ветви. Последовательно
катушке 8 включен датчик, а последовательно катушкам 10 и 13 -
сопротивление температурной компенсации 16, которое выполнено из
константановой проволоки диаметром 0,1 мм.
Катушки намотаны проводом ПЭЛ диаметром 0,1 мм. Катушки 8 и 10
состоят из 850 витков сопротивлением по 100 ом каждая, а катушка 13
из 400 витков сопротивлением 42 ом. Магнитные потоки катушек 8 и 10
действуют навстречу друг другу по одной оси, а магнитный поток
катушки 13 - под углом 90° к магнитному потоку катушек 8 и 10.
Сопротивление термистора в отличие от проволочных термометров при
повышении температуры уменьшается.
Так, при температуре 40° С сопротивление термистрового датчика
типа ТМ-100 составляет 400 ом, при 80° С снижается до 140 ом и при
110° С становится ниже 70 ом.
Работа прибора в целом аналогична работе магнитоэлектрического
указателя давления масла.
Сигнализатор температуры устанавливают на двигателе вместо
термометра или в дополнение к нему. Сигнализатор температуры
автоматически включает сигнальную лампочку, если температура
охлаждающей жидкости поднимается выше установленного предела. Обычно
датчик сигнализатора устанавливают в верхнем баке радиатора, а
сигнальную лампу выносят на приборный щиток.
Сигнализатор состоит из корпуса 4 (рис. 58), закрытого патроном 1.
Биметаллическая пластинка 3 соединена с зажимом датчика и имеет
подвижный контакт. Неподвижный контакт 2, имеющий регулировочный
винт, размещен на пластине, соединенной с корпусом датчика.
При повышении температуры биметаллическая пластинка 3 деформируется
и включает цепь питания сигнальной лампы 5. Обычно датчик регулируют
на замыкание контактов при температуре 95 + 3° С.