Автоматизация силовых установок с двигателями внутреннего
сгорания позволяет повысить производительность труда, устраняет
возможность появления аварийных режимов и облегчает обслуживание
двигателей.
В наибольшей степени автоматизируются дизельные агрегаты, главным
образом устанавливаемые на судах, рефрижераторных вагонах, в
сельском хозяйстве, на лесозаготовках, маяках, газоперекачивающих
станциях, геологических бурильных станках и т. д.
Степень автоматизации может быть от аварийно-предупредительной до
полностью автоматизированных установок с дистанционным управлением,
обслуживаемых периодически. В зависимости от условий эксплуатации и
назначения агрегата различают три степени их автоматизации.
Первая степень сводится к оборудованию дизельного агрегата
устройствами аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
Дизель в этом случае снабжается комплектом приборов, контролирующих
основные рабочие параметры: температуру воды и масла, давление в
системе смазки и число оборотов коленчатого вала. При достижении
этими параметрами предельных значений подается предупредительный
сигнал, и если через определенный промежуток времени причины
ненормальной работы не устранены, специальное защитное устройство (стоп-устройство)
останавливает дизель.
Агрегат, автоматизированный по первой степени автоматизации, требует
постоянного присутствия обслуживающего персонала, осуществляющего
операции пуска, остановки и управления агрегатом.
Вторая степень автоматизации предполагает автоматический или
дистанционный пуск и остановку двигателя, прогрев и включение
нагрузки, регулирование температуры воды и масла в системах
охлаждения и смазки двигателя, контроль за его работой и защиту при
аварийном состоянии.
При этой степени автоматизации сохраняется необходимость
обслуживания агрегата для пополнения уровня масла и топлива в
расходных баках, подкачки воздушных пусковых баллонов и т. д.
Третья степень автоматизации обеспечивает работу агрегата без
обслуживающего персонала. Полностью автоматизированный дизельный
агрегат оснащается следующими аппаратами, приборами и устройствами
автоматизации:
1) датчиками, контролирующими температуру воды в системе охлаждения
и масла в системе смазки двигателя, температуру подшипников и
отработавших газов, а для дизельной электростанции - температуру
подшипников и обмоток генератора;
2) датчиками, контролирующими давление масла в системе смазки
двигателя, воздуха в пусковых баллонах, воды в системе
водоснабжения, топлива в системе подогрева топлива;
3) датчиками (реле), контролирующими уровень масла в поддоне картера
двигателя, топлива в расходных баках и резервуарах системы
топливоснабжения, воды в системе охлаждения двигателя;
4) датчиками (реле), контролирующими число оборотов коленчатого вала
двигателя;
5) регуляторами, поддерживающими необходимое число оборотов
коленчатого вала двигателя, а также регуляторами температуры воды и
масла в системе охлаждения и смазки;
6) аппаратами, механизмами и приводами систем автоматического пуска
и останова агрегата;
7) устройствами, обеспечивающими блокировку и сигнализацию;
8) коммутационными аппаратами с электромагнитным приводом;