Типовые схемы для агрегатов со второй и третьей степенями
автоматизации. Системы автоматизации составляют из отдельных блоков:
дистанционного пуска; контроля и защиты; предварительного прогрева и
самопрогрева и обслуживания.
Блок автоматического пуска предусматривает возможность пуска
двигателя не только автоматически, но и дистанционно и
непосредственно вручную.
Сигналы на пуск двигателя в этой схеме подаются на общее реле РП
(рис. 71) при пуске вручную через кнопку КП, а при автоматическом -
через контакты РАП. При необходимости выключателем В К отключают
схему автоматического пуска.
В цепь питания обмотки пускового реле для блокировки пуска двигателя
в случае аварийной остановки введены контакты БР1 блокировочного
реле БР, которые позволяют пустить двигатель при его аварийной
остановке лишь после устранения неисправностей.
Свечи накаливания включаются переключателем ПК через контакты РВС1
реле включения свечей РВС. Включение свечей производится сразу после
получения сигнала на пуск двигателя с помощью реле времени 1РВ через
контакты ПРВ1. Реле стартера PC включает стартер через определенное
время после включения свечей.
На двигателях большой мощности, требующих перед пуском
предварительной прокачки масла, предусматривается автономный
масляный насос с электроприводом от аккумуляторной батареи. Насос
включается контактором К по пусковому сигналу и отключается с
помощью реле давления РД по сигналу при повышении давления в
масляной магистрали двигателя. После этого через нормально открытые
контакты реле РД производится пуск двигателя. Если предварительного
прокачивания масла не требуется, контакты реле РД шунтируются
перемычкой П.
В случае неудачного пуска схема предусматривает несколько попыток.
Для этого схема составляется из двух реле времени 1РВ и 2РВ с общим
суммирующим реле времени ЗРВ. Реле времени 1РВ и 2РВ поочередно
включают друг друга. Одно реле при этом управляет периодом включения
электростартера (прокручивания), а другое - периодом его остановки
(паузы). Продолжительность прокручивания и паузы зависит от
настройки реле 1РВ и 2РВ.
Количество пусковых попыток определяется реле ЗРВ, которое через
заданный интервал времени размыкает цепь пускового реле PI1 и через
контакты РГ12 прерывает питания реле 1РВ и 2РВ.
При удачном пуске двигателя отключение схемы осуществляется
центробежным реле после достижения коленчатым валом двигателя
необходимого числа оборотов.
Подключают двигатель к нагрузке специальным реле, которое дает
сигнал после завершения прогрева двигателя и достижения номинального
числа оборотов.
Блок предварительного прогрева и самопрогрева двигателя составляют с
учетом прокачивания воды и масла в период их прогрева. Для этого
двигатель оборудуется нагревательно-прокачным агрегатом, состоящим
из насоса и резервуара с электронагревательными элементами .
При необходимости прогрева по импульсу от температурного реле
вначале включается насос и лишь после создания давления в резервуаре
нагревателя включаются нагревательные элементы.
Рис. 72. Схема блока автоматического
прогрева и самопрогрева двигателя: а - схема цепей управления; б -
силовая схема; 1РД и 2РД - реле давления; 1РТ и 2РТ - реле
температуры; 1К-4К - контакторы; 1К1-1КЗ, 2К1-2КЗ, ЗК1-ЗКЗ, 4К1-4КЗ
- контакты контакторов; РВ - реле времени; РВ1 - контакты реле
времени; 1РИ-ЗРИ - исполнительные реле; 1РИ1, 1РИ2, 2РИ1, 2РИ2 -
контакты исполнительных реле; IM и 2М - электродвигатели насосов
системы подогрева; ИМ - нагреватель масла; ИВ - нагреватель воды
После прогрева до заданной температуры агрегат отключается по
импульсу температурного реле.
В схеме блока прогрева и самопрогрева, имеющих общую цепь управления
(рис.72), реле температуры РГ включает прогрев или самопрогрев при
снижении температуры, а реле 2РТ отключает прогрев или останавливает
двигатель при самопрогреве. Исполнительное реле 2РИ при прогреве
включает вначале контакторы IK, ЗК электродвигателей насосов 1М и
2М, а затем после достижения заданного в системе давления через реле
давления 1РД, 2РД - контакты 2К, 4К нагревательных элементов воды НВ
и масла ИМ.
В случае выхода электронагревателей из строя реле Р обесточивается и
включает через свои контакты реле времени РВ, которое через реле 1РИ
пускает двигатель на самопрогрев. Если электронагреватель вышел из
строя в процессе прогрева, производится отключение контакторов
нагревателей через реле ЗРИ и электродвигателей насосов через реле
1РИ и осуществляется пуск двигателя на самопрогрев.
Прогрев двигателя возможен с помощью постороннего источника
электрической энергии. При отсутствии такого источника и
необходимости поддержания двигателя в <горячем> состоянии
предусматривают только самопрогрев, который осуществляется через
реле 2РИ, а реле 1РИ, ЗРИ и реле времени РВ отсутствуют.
Блок автоматического обслуживания (рис. 73) обеспечивает
включение следующих агрегатов:
а) вентилятора радиатора 1М системы охлаждения по сигналу реле
температуры воды РТ контактором 1К.
б) насоса подкачивания воды 2М в систему охлаждения по сигналам
приемных реле уровня через контакт РПВ реле подкачки воды
контактором 2К;
Рис. 73. Схема блока автоматического
обслуживания двигателя: а - схема цепей управления; б - силовая
схема; РТ - реле температуры воды (на включение вентилятора); РПВ -
контакты реле подкачивания воды; РПМ - контакты реле подкачивания
масла; РПТ - контакты реле подкачивания топлива; 1 К - 4 К.
контакторы; 1KI, 1К2, 2К1-2КЗ, ЗК1-ЗКЗ и 4К1-4 КЗ- контакты
контакторов; 1М - электродвигатель насоса предпускового прокачивания
масла; 2М. электродвигатель насоса подкачивания воды; ЗМ -
электродвигатель насоса подкачивания масла; 4М- электродвигатель
насоса подкачивания топлива
в) насоса подкачивания масла ЗМ в систему смазки по сигналам
приемных реле уровня через контакт РПМ реле подкачивания масла
контактором ЗК.
г) насоса подкачивания топлива 4М в расходные баки - по сигналам
приемных реле уровня через контакт РПТ реле подкачивания топлива
контактором 4К.