Для обеспечения нормальной работы всех узлов электрооборудования
двигателя необходимо производить их своевременное техническое
обслуживание. Сроки обслуживания устанавливаются
заводом-изготовителем в зависимости от пробега для
электрооборудования автомобильных двигателей и моточасов для
стационарных двигателей с учетом конкретных условий эксплуатации.
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей заключается в
ежедневной очистке банок и зажимов от грязи. Зажимы протирают
ветошью, смоченной в водном растворе 10%-ной кальцинированной соды,
и смазывают техническим вазелином.
Регулярно чистят вентиляционные отверстия в пробках, подтягивают
крепление проводов к зажимам аккумуляторных батарей, проверяют
уровень электролита. Такой объем работ предусматривает первое
техническое обслуживание (ТО-1).
При втором техническом обслуживании в дополнение к работам ТО-1
проверяют плотность электролита и по плотности электролита
определяют степень заряженности каждого аккумулятора, измеряют
нагрузочной вилкой напряжение каждого аккумулятора и напряжение
зарядного генератора.
При определении степени заряженности принимают, что уменьшение
плотности на 0,01 от плотности при полной зарядке соответствует
разрядке аккумулятора на 6%. Плотность электролита в аккумуляторах
батареи не должна отличаться более чем на 0,01.
Напряжение аккумулятора определяют нагрузочной вилкой, которая
состоит из вольтметра и параллельно включенного сопротивления.
Неисправности свинцовых аккумуляторных батарей часто встречаются при
несоблюдении условий эксплуатации (длительном хранении без
подзарядки, глубокой разрядке, сильных ударах и т. д.).
Саморазряд аккумуляторной батареи (потеря емкости) происходит при
длительном хранении. Аккумуляторная батарея без подключенной
нагрузки разряжается из-за утечки тока через загрязнения, замыкающие
между собой зажимы и электролит, из-за неодинаковой плотности его по
объему бака.
Естественный саморазряд аккумулятора составляет в течение первых 15
суток не более 0,5-1,0% емкости в сутки и зависит от материала
сепараторов. При более длительном хранении, а также у аккумуляторных
батарей, бывших в эксплуатации, величина саморазряда может достигать
3-5%. Для сохранности аккумуляторную батарею необходимо регулярно
ставить на подзарядку и восстанавливать ее емкость, так как при
длительном бездействии возникает процесс сульфатации.
Сульфатация ведет к потере емкости и делает аккумулятор непригодным
для эксплуатации. При сульфатации на поверхности и в порах активной
массы пластины образуются крупные кристаллы сульфата, которые
изолируют активную массу пластины от электролита.
В процессе зарядки сульфатированной аккумуляторной батареи плотность
электролита повышается незначительно, в то время как напряжение
аккумулятора и температура электролита быстро повышаются. При
разрядке напряжение аккумуляторной батареи резко падает из-за ее
малой емкости.
Сульфатированные пластины аккумуляторов восстанавливают при зарядке
током, не превышающем 4% от емкости аккумулятора в электролите
плотностью 1,10-1,11. Глубоко сульфатированные пластины не
восстанавливаются.
Для предотвращения сульфатации пластин необходимо при составлении
электролитов использовать чистую аккумуляторную серную кислоту и
дистиллированную воду, не допускать глубокой разрядки аккумуляторных
батарей, поддерживать нормальный уровень и плотность электролита.
Короткое замыкание разноименных пластин в аккумуляторе может
возникнуть при выпадении большого количества активной массы на дно
банки, при этом э. д. с. аккумулятора резко уменьшается.
Короткозамкнутый аккумулятор разбирают, удаляют шлам и заменяют
сепараторы. Перед разборкой аккумулятора необходимо слить электролит
и несколько раз прополоскать пластины в дистиллированной воде.
Коробление и разрушение пластин встречается при длительной
перезарядке, сильной вибрации аккумулятора, повышении плотности и
температуры электролита, а также при замерзании электролита.
Коробление пластин сопровождается разрушением активной массы и ее
выпадением из ячеек решеток. Трещины в стенках баков происходят при
механическом повреждении аккумулятора. Баки с трещинами заменяют
исправными.
Техническое обслуживание генераторов постоянного тока заключается в
регулярной проверке натяжения ремня и крепления генератора, очистке
генератора от грязи.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) снимают защитную ленту
генератора и проверяют состояние щеток и коллектора. В случае
необходимости щетки заменяют и регулируют силу давления пружины
щеткодержателя, которая должна составлять 600- 800 Г на щетку.
Замасленную поверхность коллектора протирают тряпкой, смоченной в
бензине. Сильно обгоревший или окислившийся коллектор зачищают
стеклянной бумагой зернистостью 140- 170. После этого генератор
продувают сжатым воздухом.
При полной разборке генератора промывают подшипники и смазывают
консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-221 или смазкой 158. Сильно
обгоревший коллектор протачивают, прочищают, а затем протирают и
продувают обмотки сжатым воздухом.
Рис. 79. Схема включения приборов для
проверки генератора и реле-регулятора: R - реостат; РР -
реле-регулятор; Г - генератор
Проверка работы генератора может производиться непосредственно на
двигателе или контрольно-испытательном стенде (рис. 79). В
соответствии с характеристикой генератора устанавливают число
оборотов якоря, соответствующее номинальной мощности, и реостатом
нагружают генератор до момента вступления в работу ограничителя
тока. Если генератор при номинальных числах оборотов не развивает
требуемой мощности, временно соединяют его зажимы Я и Ш и проверяют
показания амперметра и вольтметра. В случае повышения силы тока и
напряжения следует проверить работу ограничителя силы тока или
регулятора напряжения реле-регулятора PP.
Причиной отсутствия напряжения на зажимах генератора может быть:
1. Обрыв в обмотке возбуждения. Для проверки между отсоединенным от
щетки концом обмотки возбуждения и зажимом Ш генератора включают
последовательно контрольную лампу и аккумуляторную батарею. Если
лампа горит - обмотка исправна. В случае обрыва обмотки проверяют
контрольной лампой каждую катушку отдельно; сопротивление исправной
катушки должно составлять 7-8 ом.
При обрыве обмотки возбуждения напряжение генератора поддерживается
остаточным магнетизмом в пределах 15-20% от номинального.
2. Замыкание плюсовой щетки или обмотки якоря на массу генератора.
3. Отсутствие остаточного магнетизма в полюсах возбуждения. Для
возбуждения генератора необходимо пропустить ток от аккумуляторной
батареи через обмотку возбуждения, соблюдая полярность.
4. Сильное загрязнение коллектора или неплотное прилегание щеток.
Сильное искрение под щетками может возникнуть при перегрузке
генератора, слабом прилегании щеток и обрыве в обмотке якоря.
Нормальным считается незначительное искрение голубоватого цвета по
всей длине щетки при номинальной силе тока и 2500-3500 об/мин.
Неисправности, вызывающие перегрев генератора, могут быть при
задевании якоря за полюсные башмаки в результате сильного износа
подшипников, а также перегрев подшипников при чрезмерном натяжении
приводного ремня.
Исправность генератора можно установить по силе потребляемого тока в
режиме его работы электродвигателем.
Техническое обслуживание реле-регуляторов заключается в проверке их
работы и регулировке.
Регулировку реле-регулятора производят в случае, если регулируемый
ток выходит за пределы 0,5 а, а напряжение включения реле обратного
тока за пределы 0,5 в от величин, указанных в паспортных данных.
Кроме того, разность между регулируемым напряжением и напряжением
включения реле обратного тока должна быть не менее 0,5 в.
Регулируют реле-регулятор вместе с тем генератором, с которым
регулятор должен работать.
При проверке и регулировке регулятора напряжения зачищают контакты,
устанавливают зазор между якорем и сердечником в пределах 1,4-1,6 мм
и на стенде изменением натяжения пружины регулируют напряжение,
которое должно быть в пределах 13,5-15,0 в для 12-вольтовых
регуляторов и 27,0-30,0 в для 24-вольтовых регуляторов.
При проверке и регулировке ограничителя силы тока нагрузки зазор
между якорем и сердечником устанавливают в пределах 1,4-1,6 мм, а
силу тока нагрузки - в соответствии с технической характеристикой
реле. При проверке и регулировке реле обратного тока также зачищают
контакты, регулируют зазор между серьгой и ярмом (0,20-0,35 мм) и
между якорем и сердечником (0,6-0,8 мм) и на стенде при нагрузке
генератора в 7-10 а проверяют напряжение в момент замыкания
контактов реле. Для 12-вольтовых реле напряжение замыкания контактов
должно быть в пределах 11,8-13,0 в, а для 24-вольтовых 23,6-26,0 в.
Регулировку напряжения производят изменением натяжения пружины
якоря.
Сила обратного тока размыкания контактов реле должна быть в пределах
0,5-6,0 а.
Одновременно с регулировкой реле-регуляторов устраняют все
обнаруженные неисправности.
Рис. 80. Схема включения приборов для
проверки генератора переменного тока: Р - ротор генератора; С -
статор генератора; В - выпрямитель; RH - реостат
Техническое обслуживание генераторов переменного тока заключается
в регулярной очистке от пыли и грязи, проверке крепления генератора
и проводов, а также уходе за контактными кольцами и подшипниками..
Проверку генератора производят на малых числах оборотов холостого
хода 12-вольтовой лампой или вольтметром электромагнитной системы.
Лампа, подключенная к зажимам двух любых фаз, должна светиться
полным накалом, а вольтметр - показывать напряжения 10-16 в при
работе генератора без нагрузки.
При отсутствии возбуждения следует проверить исправность обмотки
возбуждения, а также работу выпрямителя и реле-регулятора.
Электрические характеристики генератора проверяют на контрольных
стендах (рис. 80).
Изолированный зажим обмотки возбуждения Ш подключают к плюсовому
зажиму аккумуляторной батареи, а отрицательный зажим батареи
соединяют с корпусом проверяемого генератора (в генераторах типа
Г2-Б и Г2-П соединяют между собой оба изолированных зажима Ш катушек
возбуждения). При номинальной силе тока (нагрузка создается
реостатом RH) и выпрямленном напряжении 12,5 в число оборотов ротора
не должна превышать величины, указанной в паспортных данных.
Техническое обслуживание стартеров заключается в регулярной проверке
крепления стартера, состояния коллектора и щеток, привода включения
шестерен и в смазке подшипников.
При регулировке механизма включения стартера проверяют
согласованность момента включения стартера на полное напряжение
аккумуляторных батарей и положение шестерни стартера, введенной в
зацепление с зубчатым венцом маховика.
Для определения исправности стартер проверяют в режиме холостого
хода. При этом число оборотов и сила тока холостого хода должны
соответствовать паспортным данным стартера.
Крутящий момент стартера определяют на контрольно-испытательном
стенде при полном торможении якоря. Одновременно проверяют муфту
привода на пробуксовку.
Неисправности стартера возникают при загрязнении и износе
коллектора, обгорании контактов реле включения, неисправности
механизма включения.
Техническое обслуживание магнето включает регулярную его очистку от
пыли и грязи, проверку крепления магнето и проводов, зачистку
контактов прерывателя и регулировку зазоров. Необходимо также
одновременно очищать свечи от нагара и регулировать зазор между их
электродами.
При загрязненных свечах вторичное напряжение в системе зажигания от
магнето сильно падает и двигатель работает с перебоями.
Для равномерного износа электродов свечей в многоцилиндровых
двигателях следует через 200-250 ч работы менять свечи местами.
Неисправности в системе зажигания от магнето встречаются
сравнительно редко. При своевременном выполнении всех правил
технического обслуживания система зажигания от магнето работает
достаточно надежно.
В случае какой-либо неисправности осмотр следует начинать с проверки
свечей и высоковольтных проводов, а затем приступать к выявлению
неисправности в самом магнето. При этом следует обратить особое
внимание на зазор между контактами прерывателя и их состояние.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов сводится
к регулярной проверке их работы, которая производится через
определенное время.
Следует соблюдать осторожность при снятии и постановке приборов.
Нельзя даже на короткое время подключать указатели приборов в цепь
аккумуляторной батареи, минуя датчики.
Неисправность работы приборов вызывается чаще всего нарушением
работы их датчиков. Поэтому при определении причин неисправной
работы следует прежде всего заменить датчик.
Неисправности приемников чаще всего вызывается коротким замыканием
витков обмотки биметаллической пластинки.
При техническом обслуживании аппаратуры батарейного зажигания
необходимо все приборы регулярно протирать тряпкой, смоченной в
бензине, и проверять состояние контактов прерывателя, которые при
необходимости следует зачищать абразивной пластинкой, надфилем или
мелкой стеклянной бумагой. Зачищенные контакты полируют бывшей в
употреблении стеклянной бумагой № 170.
Проверяют крепление трубки вакуумного регулятора к штуцерам
карбюратора и вакуумной камеры; смазывают подшипники вала
распределителя и кулачковую муфту.
Свечи очищают от нагара и устанавливают необходимый зазор между
электродами, проверяя его круглым щупом.
Важным моментом в техническом обслуживании аппаратуры батарейного
зажигания является проверка установки зажигания. Точная установка
момента зажигания обеспечивает наиболее экономичную работу
двигателя. При позднем зажигании снижается мощность двигателя,
затрудняется пуск, повышается удельный расход топлива и двигатель
перегревается. Для слишком раннего зажигания характерны те же
признаки, кроме того, происходит детонация топлива и сильно
увеличивается износ двигателя.
Величина угла опережения зажигания должна увеличиваться с
увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя и октанового
числа топлива. Однако с увеличением нагрузки двигателя угол
опережения зажигания должен уменьшаться, что относится также и к
перегретому двигателю.
Момент и порядок зажигания в цилиндрах многоцилиндрового двигателя
указывает завод-изготовитель.
Для точной установки момента зажигания поршень первого цилиндра по
меткам на маховике и картере двигателя устанавливают в верхнюю
мертвую точку и поворачивают корпус распределителя до момента начала
размыкания контактов прерывателя. Разносная пластинка ротора в этом
случае должна находиться против электрода первого цилиндра. Далее
устанавливают величину зазора между контактами прерывателя и,
согласно порядку зажигания, соединяют свечи с контактами
распределителя.
Неисправности в батарейном зажигании могут происходить при
несоблюдении правил технического ухода и эксплуатации двигателя.
В случае отсутствия зажигания в одной или нескольких свечах
многоцилиндрового двигателя работа двигателя происходит с перебоями.
Неисправную свечу определяют при работе двигателя на малых числах
оборотов, поочередно замыкая центральный электрод свечи на массу.
Если замыкание электрода производится у исправной свечи, изменяется
ритм работы двигателя.
уменьшается число оборотов; при замыкании электрода у неработающей
свечи ритм работы двигателя не изменяется. Чтобы установить причину,
следует снять с неработающей свечи провод высокого напряжения и
приблизить его наконечник к массе на расстояние 5-6 мм. Если искра
проскакивает, то неисправна свеча, если искры нет, то неисправность
следует искать в проводе высокого напряжения или распределителе.
При отсутствии высокого напряжения в проводе, соединяющем катушку
зажигания с центральным электродом крышки распределителя, следует
проверить наличие тока в первичной цепи, целость вариатора катушки
зажигания и состояние контактов прерывателя.
Иногда у работающего двигателя происходят <выстрелы> в карбюраторе.
Это встречается при неправильном подключении проводов высокого
напряжения к свечам, неисправном конденсаторе и перегреве свечей.
В случае короткого замыкания провода высокого напряжения на массу,
неправильного зазора между контактами прерывателя, большого нагара
между электродами свечей происходят пропуски зажигания в одном или
нескольких цилиндрах, которые сопровождаются <выстрелами> в
глушителе.