Цепи тока системы электрооборудования при неисправностях в ее
работе проверяют в определенной последовательности. При проверке
система электрооборудования разбивается на три основные цепи: цепь
зажигания, цепь стартера и зарядную цепь.
Проверка цепи зажигания при отказе системы зажигания заключается в
проверке первичной и вторичной цепи. При неисправности в первичной
цепи стрелка амперметра, при медленном проворачивании коленчатого
вала, не будет отклоняться в случае обрыва цепи или будет постоянно
показывать определенный ток б случае замыкания, несмотря на
периодическое размыкание контактов прерывателя.
Если же стрелка амперметра колеблется, неисправность следует искать
во вторичной цепи или в конденсаторе. Место обрыва в первичной цепи
находят контрольной лампой, а место замыкания с массой - при помощи
амперметра на приборном щитке.
При обрыве в катушке зажигания или выключателе их заменяют. Большой
зазор между контактами прерывателя устраняют регулировкой. Сгоревший
вариатор или пробитый конденсатор также заменяют. В случае замыкания
токонесущих частей с массой их изолируют и по возможности отводят от
места замыкания.
При проверке вторичной цепи обращают внимание на состояние изоляции.
Затем проверяют цепь до распределителя. Для этого вынимают провод из
центрального гнезда распределителя и, удерживая его от массы на
расстоянии 5-7 мм, вращают коленчатый вал двигателя и проверяют
искру. В случае наличия искры проверяют ротор. При проверке ротора
подносят к его контактной пластине с зазором 2-3 мм провод высокого
напряжения от катушки зажигания и вручную размыкают контакты
прерывателя. При исправном роторе не должно быть искры. В случае
неисправности ротора или трещины в крышке распределителя их
заменяют.
В случае неправильной установки зажигания, неисправности
центробежного или вакуумного регулятора распределителя двигатель
будет развивать пониженную мощность и работать неэкономично.
Проверка цепи стартера (если его якорь при включении не вращается)
заключается в определении целости питающих проводов. Для этого
включают стартер и, если напряжение в цепи не уменьшается, ток в
стартер не поступает. Если цепь от аккумуляторной батареи до зажима
включателя стартера цела, проверяют контакты включателя и цепи
внутри стартера. Наоборот, сильное снижение напряжения
свидетельствует о подаче тока в стартер. В этом случае проверяют
состояние аккумуляторной батареи, контакты на 'зажимах питающих
проводов и электродвигатель стартера.
В цепях стартера с дистанционным включением проверяют цепь
электромагнита реле включения, цепь тягового реле и цепь рабочего
тока.
В цепях стартера с переключением напряжения проверяют цепь обмотки
электромагнита переключателя, цепь обмотки тягового реле и рабочую
цепь стартера.
Проверка зарядной цепи производится при нарушении режима зарядки
аккумуляторной батареи. Для этого устанавливают среднее число
оборотов коленчатого вала двигателя и замыкают зажимы Б и Я
реле-регулятора, подключив таким образом работающий генератор, минуя
реле обратного тока, к аккумуляторной батарее.
Если при этом стрелка амперметра не отклонилась, то имеется обрыв в
главной зарядной цепи, если же отклонилась незначительно в сторону
разрядки, следует проверить цепь от зажима Я реле-регулятора до
генератора и генератор.
В случае, если при постановке перемычки между зажимами Б и Я
реле-регулятора возникает сильная искра, а стрелка амперметра
отклоняется в сторону разрядки до отказа, короткое замыкание следует
искать начиная от реле обратного тока до обмоток генератора
включительно.
Если же стрелка амперметра отклоняется в сторону зарядки, неисправно
реле обратного тока или неправильно отрегулирован регулятор
напряжения.
Если при постановке перемычки стрелка амперметра показывает
разрядный ток в 10-15 а, то генератор или не возбуждается совсем или
возбуждается слабо.
В случае чрезмерно большого или малого зарядного тока при исправном
генераторе следует проверить состояние аккумуляторной батареи и
работу реле-регулятора.
В электротепловых контрольно-измерительных приборах при обрыве
провода, соединяющего указатель с датчиком, стрелка указателя
температуры будет показывать максимальное значение, а указатель
давления - нулевое. Если же произойдет замыкание соединяющего
провода на массу, указатель температуры будет показывать минимальную
величину, а указатель давления - максимальную.
Таким образом по показаниям приборов можно определять состояние
соединительной цепи.