ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Устройство и техническое обслуживание автомобиля
Электрооборудование
Глава 12. Генераторы. Реле-регуляторы
Проверка работы генераторов и реле-регуляторов
Действие генераторов, выпрямителей и реле-регуляторов проверяют
как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах. Проверку
производят путем измерения напряжения на зажимах генератора и
выпрямителей и величины тока, отдаваемого генератором при 3000 об/мин
якоря генератора.
При проверке генератора постоянного тока надо замкнуть зажим Я
генератора через лампу или вольтметр на массу. При исправной работе
генератора и реле-регулятора спираль лампы будет иметь нормальный накал,
а показания вольтметра будут в пределах 13,5-15 в. В случае меньшего
напряжения необходимо замкнуть на несколько секунд проводником зажимы Я
и Ш генератора; если при этом напряжение генератора повысится, то
неисправен реле-регулятор.
Для более точной проверки исправности генератора необходимо
отъединить провод от зажима Б реле-регулятора и присоединить к этому
зажиму через амперметр один зажим нагрузочного реостата; второй зажим
реостата соединить на массу. Вольтметр включить между зажимом Б и
массой.
Затем следует плавно уменьшить сопротивление реостата до установления
максимально возможной величины тока. Если, генератор будет отдавать
номинальную величину тока и его напряжение при этом будет не менее 12,5
в, то он исправен. В случае уменьшенной отдачи тока следует замкнуть
проводником зажимы Я и Ш генератора; если при этом напряжение и ток
генератора повысятся, то неисправен реле-регулятор.
Проверку исправности действия генератора переменного тока можно
производить при работе двигателя на малых оборотах холостого хода,
включая поочередно к зажимам каждых двух фаз генератора 12-вольтовую
лампу или вольтметр. При исправном генераторе спираль лампы при каждом
ее включении будет светиться полным накалом, а напряжение на зажимах
каждых двух фаз будет в пределах 10-17 в. Если генератор дает меньшее
напряжение, следует замкнуть проводником на несколько секунд зажимы Б и
Ш реле-регулятора; повышение напряжения генератора указывает на то, что
неисправен реле-регулятор.
Для проверки выпрямителя необходимо подключить вольтметр к
положительному и отрицательному зажимам выпрямителя и отъединить провод
от зажима Б реле-регулятора. При исправном выпрямителе вольтметр
регистрирует напряжение генератора от 12,5 до 15 в.
Проверку исправности действия регулятора напряжения контролируют по
величине напряжения генератора при отключенной аккумуляторной батарее.
При 3000 об/мин якоря (ротора) и токе, равном половине номинальной
величины, напряжение генератора должно быть в пределах 13,5-15 в (табл.
15). Нагрузку создают реостатом, включенным между массой и зажимом Б
реле-регулятора. Вольтметр присоединяют параллельно реостату. В случае
отклонения напряжения от величин, указанных в табл. 15, следует
произвести регулировку натяжения пружины регулятора напряжения. Для
увеличения регулируемого напряжения натяжение пружины увеличивают, для
чего навертывают гайку на шпильку крепления пружины, а в реле-регуляторе
РР-24 (М-21 <Волга>) отгибают вниз рычажок крепления пружины.
При регулировке регуляторов напряжения РР-8, РР-23Б и РР-27 следует
включить в каждую ветвь обмотки возбуждения генератора амперметр на 5 а
и изменять натяжение пружин обоих регуляторов до момента установления
одинаковой величины тока возбуждения в обоих: ветвях при нормальной вели
чине напряжения генератора (см. табл. 15).
Таблица 15
Проверку исправности действия ограничителя тока производят по
величине тока, отдаваемого генератором при постепенном уменьшении
сопротивления реостата, включенного вместо аккумуляторной батареи. Если
ток генератора будет больше номинальной величины (номинальная вели-,
чина тока указана на корпусе каждого генератора), необходимо ослабить
натяжение пружины ограничителя тока свертыванием регулировочной гайки со
шпильки крепления пружины, а в реле-регуляторе РР-24 - отгибанием вверх
рычажка пружины. Для увеличения регулируемого тока натяжение пружины
увеличивают.
Исправность действия реле обратного тока проверяют при включенной
аккумуляторной батарее. Вольтметр включают к зажимам Я и М генератора.
Плавно повышая число оборотов якоря генератора, проверяют, при каком
напряжении генератора происходит замыкание контактов реле (см. табл.
15). Если замыкание контактов происходит при повышенном напряжении,
необходимо уменьшить натяжение пружины якорька реле обратного тока
свертыванием гайки со шпильки крепления пружины, а в реле-регуляторе
РР-24 - отгибанием вверх рычажка пружины. В случае замыкания контактов
при пониженном напряжении натяжение пружины увеличивают. Полная
регулировка приборов реле-регуляторов производится квалифицированным
электриком.
Техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов
ЕО - очистить приборы от грязи и масла, проверить надежность
крепления проводов к зажимам приборов, затяжку болтов крепления
генератора и натяжение ремня его привода.
ТО-1 - проверить состояние изоляции проводов и их наконечников,
состояние и действие генератора, выпрямителя и реле-регулятора. Продуть
выпрямитель сжатым воздухом; протереть шайбы выпрямителя чистой тряпкой.
ТО-2 - смазать подшипники генератора, проверить регулируемое напряжение,
ограничиваемый ток и напряжение замыкания контактов реле обратного тока.
Проверить состояние коллектора, износ щеток генератора и давление пружин
щеткодержателей.
Через одно ТО-2 - снять генератор и выпрямитель; проверить электрические
характеристики выпрямителя. Генератор разобрать, детали очистить от пыли
и грязи, а затем проверить состояние деталей и обмоток и устранить
выявленные неисправности.
СО - произвести регулировку всех приборов реле-регуляотора применительно
к наступающему сезону.