Глава 23. Организация хранения и
технической автомобилей
Организация технического обслуживания
Контрольные и заправочные операции ежедневного обслуживания
выполняет шофер перед выездом из гаража и по возвращении в гараж. В работах
ТО-1 и ТО-2 участвуют слесари, карбюраторщик, электрик смазчик; проверка
состояния и действия механизмов и агрегатов (работы двигателя, схождения
колес, действия тормозов и т. д.) возлагается на бригадира или механика.
Рис. 143. Схема прохождения автомобилей по
постам технического обслуживания и текущего ремонта
При ТО-2 рекомендуется снятие с автомобиля приборов систем питания и
электрооборудования для их контроля на специальных стендах и
приспособлениях и устранения неисправностей.
Техническое обслуживание производят на оборудованных постах; посты
мойки и уборки автомобилей должны быть изолированы от других постов.
Обслуживание выполняют на универсальных постах или на специализированных
поточных линиях.
' При поточном методе техническое обслуживание выполняется на нескольких
последовательно расположенных постах- Работы разбиваются по отдельным
постам так, чтобы продолжительность пребывания автомобиля на каждом
посту была одинаковой. Поточный метод приводит к сокращению простоев
автомобилей, увеличению пропускной способности постов, повышению
производительности труда рабочих и качества технического обслуживания.
Второе техническое обслуживание рекомендуется выполнять на универсальных
постах. Это позволяет одновременно проводить работы текущего ремонта по
устранению неисправностей, выявленных в процессе углубленного контроля
автомобиля при ТО-2. Типовая схема прохождения автомобилей по постам
технического обслуживания и текущего ремонта применительно к
автохозяйству на 100 и более автомобилей изображена на рис. 143.
Техническое обслуживание выполняется в соответствии с планом-графиком,
составляемым ежемесячно на каждый автомобиль (прицеп) исходя из
периодичности технического обслуживания, суточных пробегов автомобилей и
равномерности загрузки постов. Примерная форма плана-графика дана в
табл. 22.
Техническое обслуживание каждого вида считается законченным после
выполнения всех обязательных работ и оформления заявки на текущий
ремонт, если обнаружены неисправности.
В случае работы группы автомобилей (более пяти) в отрыве от
автохозяйства техническое обслуживание организуется путем: а)
использования гаражей и мастерских, находящихся на месте командировки;
б) посылки автомобиля технической помощи (или ремонтного персонала с
оборудованием и материалами); в) возвращения автомобиля в автохозяйство
в сроки, установленные планом-графиком. Техническое обслуживание и
текущий ремонт группы менее пяти автомобилей, находящихся в
командировке, возлагается на шоферов этих автомобилей.
Бригады рабочих, выполняющие техническое обслуживание и текущий ремонт
автомобилей, могут быть специализированными и комплексными.
Специализированные бригады (бригада ТО-1, бригада ТО-2, бригада текущего
ремонта) выполняют работы по отдельным видам обслуживания или текущий
ремонт автомобилей и организуются при наличии в автохозяйстве
специальных постов по' видам обслуживания и значительном количестве
однотипных; автомобилей (не менее 50-100). Комплексные бригады выполняют
один или два вида обслуживания и текущий ремонт за бригадой руководит
бригадир, назначаемый из числа высоквалифицированных рабочих ведущих
профессий. Он работает вместе с бригадой и проверяет качество всех
работ. В состав специализированной бригады ЕО входят уборщики,
мойщики и обтирщики; бригад ТО-1 и ТО-2 - слесарь-регулировщик
(бригадир), слесари, электрики и смазчики. К бригаде ТО-2 могут
быть прикреплены рабочие, выделенные из производственно- вспомогательных
участков автохозяйства для выполнения контрольных и ремонтных работ по
приборам и агрегатам автомобиля.
При создании в автохозяйстве нескольких бригад по выполнению одного из
видов технического обслуживания рекомендуется прикреплять каждую из них
к определенной колонне (группе) автомобилей.
Так как ежедневное и первое техническое обслуживание выполняется в
межсменное время, шофер в них, как правило, не участвует. Второе
техническое обслуживание, выполняемое в рабочее время шофера, а также
текущий ремонт, если они связаны с выводом автомобиля из эксплуатации,
обычно производились с участием шофера. В последнее время в передовых
автохозяйствах второе техническое обслуживание и текущий ремонт
производят без шофера, предоставляя ему выходной день (при работе
автохозяйства на непрерывной неделе) или временно используя на другом
автомобиле. В результате более рационально используется рабочее время
шоферов и снижается потребность в них.
Сущность операционно-постового метода заключается в том, что объем работ
второго технического обслуживания разбивается на отдельные операции,
выполняемые на специализированных постах в межсменное время без снятия
автомобиля с линии. Например, в 1-м таксомоторном парке Ленинграда объем
работ выполняется за 3 календарных дня: в первый день автомобили
обслуживаются на постах № 1, 2, 3 и 4; во второй - на посту № 5 и в
третий - на посту № 6.
На посту № 1 обслуживают переднюю подвеску, рулевое управление, шины и
диски колес; на посту № 2 - задний мост, заднюю подвеску, тормозную
систему; на посту № 3 - коробку передач, карданный вал, сцепление,
рычаги управления, арматуру; на посту № 4 - системы охлаждения, выпуска
отработавших газов, вентиляции картера, электрооборудования, питания,
фильтр грубой очистки и таксометр; на посту № 5 - оперение, кузов и при
необходимости выполняют малярные работы; на посту № 6 моют сиденья и
полируют кузов.
На каждом посту работают специализированные бригады, причем каждый
рабочий выполняет строго определенные операции.
Операционно-постовой метод исключает необходимость участия шоферов в
ТО-2, поскольку для проведения этого вида обслуживания автомобили с
эксплуатации не снимаются и рабочее время шофера используется на линии.
Новой формой организации технического обслуживания автомобилей
транспорта общего пользования является централизованное обслуживание
автомобилей нескольких автохозяйств в одном базовом хозяйстве. Например,
Главмосавтотранс создает крупные автохозяйства на 800-1000 автомобилей,
имеющие центральную базу для технического обслуживания и Ремонта всех
автомобилей и хранения 400-500 автомобилей и филиалы по 100-150
автомобилей. Филиалы являются стоянками, расположенными вблизи от
потребителей транспорта. В результате такой организации резко снижаются
затраты на строительство автобаз и пробеги автомобилей без груза.