При централизованных перевозках сбытовые организации доставляют
грузы потребителям, используя подвижной состав автохозяйств общего
пользования или свой транспорт, т. е. грузополучатели при таких
перевозках освобождаются от не свойственных им функций по доставке себе
грузов. При нецентрализованных перевозках грузополучатели вынуждены
доставлять грузы на принадлежащих им или арендованных автомобилях.
Централизованные перевозки являются, как правило, специализированными
(перевозка муки, нефтепродуктов, кирпича, цемента и т. д.). Этой
специализацией создаются условия для подачи автомобилей в пункты
погрузки и выгрузки строго по заранее установленному графику. Чтобы не
допустить простоя автомобилей в ожидании погрузки-выгрузки, количество
прибывающих по графику автомобилей должно соответствовать пропускной
способности погрузочно-выгрузочных пунктов. Материальную ответственность
за перевозимый груз несет автохозяйство, причем экспедирование массовых
грузов обычно возлагается на шофера.
Грузополучатели, не занимаясь перевозкой грузов, освобождаются от
необходимости организовывать и содержать мелкие и средние автохозяйства.
Осуществляя централизованные перевозки, автохозяйства получают
возможность постоянного улучшения транспортного процесса.
Следовательно, при централизованных перевозках грузов создаются
необходимые условия для широкого развития автомобильного транспорта
общего пользования и укрупнения ведомственных автохозяйств, устраняются
длительные простои автомобилей в ожидании погрузки, создаются
возможности для комплексной механизации погрузочно-выгрузочных работ,
сокращения встречных перевозок, лучшего использования грузоподъемности
автомобилей, применения контейнеров, прицепов и специализированных
автомобилей, отпадает необходимость в перевозке на автомобилях грузчиков
и агентов. Производительность труда шоферов при централизованных
перевозках повышается, так как им приходится работать на одних и тех же
маршрутах и перевозить одни и те же грузы.
Централизованная система перевозок дает возможность повысить
производительность автомобилей, уменьшить потребное количество
автомобилей и резко снизить себестоимость перевозок. Например, по Москве
в результате организации централизованных перевозок производительность
одного автомобиля в год повысилась на перевозке кирпича в 4,8 раза, угля
в 5,4 раза, Цемента в 4,2 раза, песка в 3,4 раза.
Перед работниками автомобильного транспорта общего пользования стоит
задача перейти от централизованных перевозок
Диспетчерское руководство работой автомобилей на линии.
Диспетчерское руководство должно обеспечить выполнение и перевыполнение
плана перевозок и правильное использование подвижного состава. Работники
диспетчерской обязаны информировать шоферов об особенностях предстоящей
работы, предупреждать их о необходимости осторожного вождения
автомобилей при гололедице, туманах и метелях, наблюдать за
своевременным выездом автомобилей на линию и своевременным прохождением
ими через контрольные и погрузочно-выгрузочные пункты или станции, за
работой погрузочно-выгрузочных пунктов, автобусных и грузовых станций,
наблюдать за выполнением расписания или графика движения каждым
автомобилем, выявлять причины отклонения от графика и принимать меры к
восстановлению нормальной работы, изменять количество автомобилей на
маршрутах в зависимости от напряженности работы, изменять маршруты,
производить догрузку автомобилей на промежуточных пунктах, своевременно
направлять скорую техническую помощь, информировать руководителей
автохозяйства о дорожно-транспортных происшествиях.
Непосредственное руководство и контроль за работой подвижного состава на
линии осуществляются дежурными диспетчерами и линейными контролерами.
Шоферы, работающие на линии, обязаны точно выполнять все оперативные
распоряжения дежурного диспетчера.
В последнее время в крупных городах и промышленных центрах при
автомобильных управлениях или трестах организуются центральные службы
эксплуатации, в которых сосредоточивается планирование перевозок и
диспетчерское управление ими. Оперативное управление работой автомобилей
на линии и контроль за своевременной подачей их к пунктам погрузки
сосредоточиваются в центральной диспетчерской треста, взаимодействующей
с диспетчерскими пунктами на основных грузообразующих точках и
пассажирских станциях города и с диспетчерскими автохозяйств. Линейные
контролеры, подчиненные центральной диспетчерской, следят за движением
автомобилей на основных грузовых и пассажирских потоках, на выходах из
города, на тех объектах, где нет диспетчерских пунктов, а также
производят плановые обследования автохозяйств.