поддержка
проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку!И мы
разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на
e-mail
код нашей кнопки:
Статистика
Дефекты сварных соединений, дефекты технологический и тепловых
процессов
В процессе образования сварного соединения в металле шва и
околошовной зоны могут возникнуть дефекты, которые в зависимости от
причин, их вызывающих, делятся на две группы: первая - дефекты,
связанные с особенностями технологических и тепловых процессов,
протекающих непосредственно при нагреве, кристаллизации и остывании
сварного соединения. Вторая- дефекты формирования шва, их
происхождение связано с нарушением режима сварки, неправильной
подготовкой под сварку, неисправностью сварочной аппаратуры и
другими причинами общего характера. По способам обнаружения дефекты
делятся на внешние и внутренние- К внешним относятся дефекты,
расположенные на поверхности сварного соединения и обнаруживаемые
невооруженным глазом или с помощью лупы. Внутренними называются
дефекты, не выходящие на поверхность сварного соединения и
наблюдаемые с помощью специальной аппаратуры.
Дефекты технологических и тепловых процессов сварки. К дефектам
указанной группы относятся кристаллизационные трещины, поры,
холодные трещины, неметаллические включения, несплавление.
Кристаллизационными (горячими) трещинами называются микро- или
макроскопические, имеющие характер надреза, несплошности,
зарождающиеся в интервале температур кристаллизации металла. Трещины
могут развиваться при остывании металла в твердом состоянии. По
отношению к оси шва трещины делятся на продольные и поперечные.
Продольные трещины могут располагаться по оси шва в месте стыка
столбчатых кристаллитов или между соседними кристаллитами.
Поперечные трещины располагаются между соседними кристаллитами.
Кристаллизационные трещины являются одним из основных видов брака
при сварке. Наличие трещин в сварном соединении не допускается, так
как они могут послужить причиной разрушения изделия.
Несплошности (пустоты) между кристаллитами по оси шва или по его
сечению называются порами. Поры могут выходить или не выходить на
поверхность сварного шва, они располагаются цепочкой или группами.
Поры являются недопустимым дефектом для сварных швов изделий,
работающих под давлением или вакуумом, предназначенных для хранения
и транспортирования жидких и газообразных продуктов. По сравнению с
трещинами поры менее опасны, однако их наличие нежелательно.
В отличие от кристаллизационных (горячих) холодные трещины
образуются в сварных соединениях при невысоких температурах (ниже
200°С)- Особенностью холодных трещин является замедленный характер
их развития. Холодные трещины в основном зарождаются по истечении
некоторого времени после сварки и затем медленно, на протяжении
нескольких часов и даже суток, распространяются по глубине и длине.
Холодные трещины - это типичный дефект сварных соединений из средне-
и высоколегированных сталей. Холодные трещины в металле шва
появляются, главным образом, в том случае, когда по содержанию
углерода и легирующих элементов металл шва близок к составу
основного Металла. Эти трещины имеют такой же вид, как и
кристаллизационные. Холодные трещины залегают в металле шва и в
околошовной зоне.
Неметаллическими включениями называют посторонние частицы,
оставшиеся в металле шва (частный случай - шлаковые включения).
Неметаллические включения образуются в результате реакций,
протекающих в жидком металле, и попадания частичек покрытия
электродов и других материалов, соприкасающихся с жидким металлом.
Неметаллические включения нежелательны, так как приводят к снижению
ударной вязкости металла шва, прочностных характеристик и
деформационной способности.
При дуговой сварке образуется зона несплавления в том случае, если к
моменту заполнения углубления, появившегося в основном металле под
сварочной дугой, жидкая пленка, покрывающая поверхность, успела
закристаллизоваться, а запас теплоты, накопленный в сварочной ванне,
недостаточен для повторного расплавления основного металла. Для
предупреждения образования зоны несплавления на практике с
увеличением скорости сварки необходимо соответственно повышать
коэффициент формы шва.