Часто одна капля машинного масла заставляет легко скользить
различные задвижки, оконные и дверные петли, приводит в движение
машины домашнего обихода и пр. Это объясняется тем, что при
смазывании трение между металлическими поверхностями заменяется
трением между частицами масла. Масло разделяет две трущиеся
поверхности, и мелкие неровности на них уже не могут задевать друг
за друга.
В домашних условиях нет необходимости смазывать полностью маслом
изделие, находящееся постоянно в работе, достаточно смазать только
участок трущихся поверхностей. Так, например, у ножниц смазывают
соединительный винт, у струбцины - направляющую планку и резьбу
ходового винта, у складного метра - шарниры, у пилы - металлическое
полотно, у рубанка - нож, у тисков - ходовой винт и т. д.; очень
тщательно надо смазывать замки с предохранителем. Перед смазкой
дверных петель дверь надо немного приподнять и подложить под нее
доску так, чтобы штифты стали доступны для смазки.
Некоторые детали, особенно в машинах и приборах, имеют смазывающие
ниппели или втулки, которые через определенные промежутки времени
наполняют смазочным материалом.
В качестве смазочных материалов применяют минеральные масла и
консистентные смазки. Смазочные минеральные масла - это продукты
переработки нефти; они. представляют собой маслянистые жидкости.
Консистентные смазки получают из жидких минеральных масел и
специальных загустителей. Загустителями обычно бывают кальциевые,
натриевые, литиевые и алюминиевые соли жирных, нафтеновых и
синтетических карбоновых кислот; иногда в качестве загустителя
применяют парафин, церезин, графит.
Из консистентных смазок в быту применяют главным образом солидол
(тавот), колесную мазь, технический вазелин. Консистентная смазка
действует длительное время, она не смывается водой, поэтому ее
используют по уходу за изделиями, находящимися не только в закрытых
помещениях, но и оставляемых на открытом воздухе.
Для бытовых целей в продаже имеются следующие смазочные материалы:
"Масло для швейных машин", "Масло машинное", "Велосит", "Мазь
колесная", "Графитный порошок", "Аэрографит", солидол, технический
вазелин и др.
"Масло для швейных машин", "Масло машинное" и "Велосит" представляют
собой высококачественные минеральные масла. В продажу они поступают
в расфасованном виде по 100 и 200 г. В этих маслах отсутствуют
механические примеси, вода, водорастворимые кислоты и щелочи.
"Мазь колесная" представляет собой смесь нефтяных остатков и
смолистых продуктов с известью; смоляные масла с гашеной известью
образуют нерастворимые в воде кальциевые мыла, которые обладают
свойством впитывать в себя мазут. Колесная мазь содержит до 25% воды
и имеет щелочную реакцию; применяют ее для смазывания как стальных,
так и деревянных осей колес.
Домашним способом колесную мазь можно приготовить смешением и
увариванием до желаемой густоты бараньего сала (2 масс, ч.), ворвани
или рыбьего жира (1 масс, ч.) и соснового вара (1 масс- ч.).
"Графитный порошок" является дешевым смазочным материалом. В состав
его входит сажа (8 масс, ч.), кристаллический графит (77 масс, ч.) и
глина, отмученная и высушенная до 3%-ной влажности (15 масс. ч.). В
качестве смазки его можно применять в виде порошка, в виде водной
суспензии и в смеси с маслами и консистентными смазками.
Смазка "Аэрографит" представляет собой смесь коллоидно-графитового
препарата с цилиндровым маслом, в качестве пропеллента используют
смесь фреонов 11 и 12. Смазка выпускается в аэрозольной упаковке
вместимостью 165 г.
"Солидол" представляет собой однородную мазь. Он бывает жировой и
синтетический. Жировой солидол изготовляют из минерального масла и
кальциевых солей жирных кислот, растительных масел. Синтетический
солидол готовят загущением минерального масла кальциевыми солями
синтетических жирных кислот. Оба солидола в зависимости от
содержания в них загустителя (мыла), вязкости и температуры
каплепадения выпускают трех марок: УС-1, УС-2, УС-3; содержание в
них мыла соответственно составляет 9, 11 и 18%.
Солидол применяют в тех случаях, когда бывает затруднена подача
жидкой смазки или смазка плохо удерживается на трущихся
поверхностях.
Солидол считается одной из лучших смазок; он устойчив во влажной
среде, хорошо удерживается на поверхности изделия, но не выдерживает
высоких температур.
"Вазелин технический" или смазка универсальная низкоплавкая "УН"
представляет собой однородный мазеобразный продукт. Вазелин получают
сплавлением церезина, парафина и их смесей с минеральными маслами; в
небольших количествах его получают из остаточных продуктов после
перегонки парафинистых нефтей.
Вазелин не содержит водорастворимых кислот, механических примесей и
воды, поэтому его часто используют как антикоррозионную смазку. Он
очень удобен и надежен для смазки подшипников и различных изделий,
оставляемых на длительное хранение, особенно в зимний период,
например велосипедов, детских колясок и других предметов домашнего
обихода.
Смазка велосипеда. У велосипеда надо регулярно смазывать втулки
переднего и заднего колес, педаль и педальный подшипник; цепь,
тормоз переднего колеса, ось, руль, тросики, звонок.
Стук во втулках указывает на неисправную работу подшипников или
засорение их пылью; в этом случае подшипник надо снять с велосипеда,
промыть керосином и смазать маслом.
У велосипеда не реже одного раза в год разбирают, чистят и смазывают
все движущиеся части; подшипники переднего и заднего колес, механизм
свободного хода, педали, педальный подшипник, руль, вилку.
Для чистки цепи размыкают замок, снимают цепь и кладут ее в керосин
или бензин; после промывки в керосине цепь насухо вытирают ветошью и
пропускают через горячий солидол (тавот). Смазанную цепь оставляют
на некоторое время в вертикальном положении, чтобы дать возможность
стечь избытку масла, а потом ставят на место. Не рекомендуется
смазывать цепь, не снимая ее с велосипеда, так как в этом случае она
будет смазана только снаружи, причем слишком обильно; на толстый
слой смазки быстро оседает пыль, цепь засоряется, начинает трудно
прокручиваться, к тому же жирно смазанная цепь пачкает одежду.
В остальные детали велосипеда смазка подается масленкой через
специальные отверстия, обычно для смазывания бывает достаточно 2-3
капель масла.
Смазка швейной машины. Для того чтобы швейная машина была всегда в
хорошем состоянии, ее надо регулярно чистить и смазывать.
Новая машина обычно бывает покрыта слоем смазки; перед началом
работы с машины надо удалить смазку. Смазку смывают керосином,
наливая по нескольку капель его во все смазочные отверстия, затем
приводят машину в действие; во время хода машины остатки смазки
вытекают вместё с керосином, который собирают мягкой тряпкой.
Все металлические детали, кроме челнока, смазывают швейным маслом
(веретенным, рафинированным); челнок смазывать не нужно.
Детали, находящиеся под платформой машины, смазывают, подняв
платформу; для этого снимают приводной ремень и опирают платформу на
завесы.
Никаких других масел, кроме швейного, для смазывания машины
употреблять нельзя, так как животные и растительные жиры могут
способствовать коррозии на отдельных узлах.
Смазывание швейной машины производят специальной масленкой, которая
должна содержаться в полной чистоте, чтобы пыль не попала в машину.
Если машина работает ежедневно, ее надо смазывать каждые два дня,
если реже, то раз в месяц.
Чтобы почистить зубчатую рейку подачи, нужно поставить игольник в
верхнее положение, снять лапку, вынуть подъемную пластинку,
отвинтить и снять игольную пластинку, затем наклонить коЛьцо
шпульного колпачка и вынуть колпачок, для удобства работы можно
наклонить корпус машины назад; чистку производят небольшой щеточкой.
Таким же образом чистят и смазывают двигательный аппарат машины -
электрический двигатель и ножную педаль.
Скользящий подшипник подножки, приводное колесо и шаровое дышло
ножной машины очищают несколькими каплями керосина и смазывают
маслом.
Так же регулярно, как и швейную машину, надо смазывать вязальную
машину, детскую коляску, мотоцикл, мопед, легковую машину и пр.
Указания по смазке обычно имеются в инструкции, прилагаемой к
паспорту на изделие.