В исходном положении тормозная педаль 47 оттянута пружиной 32 до
упора в наконечник 33 выключателя сигнала торможения. Толкатель 31
клапана, а вместе с ним и корпус 20 клапана со штоком 17 отжаты
возвратной пружиной 19 и находятся в крайнем заднем (по ходу
движения автомобиля) положении. Доступ наружного воздуха в
атмосферную полость Д перекрыт, и вакуумная полость А свободно
сообщается с полостью Д. При работающем двигателе в обеих полостях
создается разрежение, так как вакуумная полость А соединена с
впускной трубой двигателя.
Поршни 11 и 15 главного тормозного цилиндра 14 под действием
возвратных пружин отжать: в крайнее заднее положение и упираются в
ограничительные винты 8. Распорные кольца 13, упираясь в
ограничительные винты, отжимают уплотнители 9 в переднее положение,
открывая проходы для тормозной жидкости.
Полости главного цилиндра свободно сообщаются с полостями
питательного бачка и трубопроводами привода обоих контуров.
Поршни 4 колесных цилиндров передних тормозов отжаты от тормозных
колодок 2 примерно на 0,1 мм за счет упругой деформации
уплотнительных колец 3. Тормозные колодки 2, не испытывая давления
со стороны поршней, остаются лишь в легком соприкосновении с
поверхностями трения тормозного диска 1.
При движении автомобиля без торможения поршень 36 регулятора
давления поднят в крайнее верхнее положение до упора выступом
головки в пробку 35. Тормозная жидкость может свободно проходить к
колесным цилиндрам 34 задних тормозов. Усилием стяжной пружины
тормозные колодки 43 прижаты к упорам поршней 44. Поршни вдвинуты
внутрь колесных цилиндров на величину свободного хода (1,4- 1,6 мм)
и упираются сухарями в буртик упорных колец 46. Усилия стяжной
пружины недостаточно, чтобы сдвинуть упорные кольца по зеркалу
цилиндра.
Начало торможения
При движении автомобиля с работающим двигателем в полостях А и Д
вакуумного усилителя создается разрежение, передаваемое от впускной
трубы двигателя по шлангу К.
Водитель, нажимая на тормозную педаль 47, перемещает толкатель 31
клапана усилителя. Торец клапана 27, дойдя до отверстия в корпусе 20
клапана, закроет кольцевую щель и разобщит полости Д и А усилителя.
Поршень 26 клапана усилителя уходит вперед, между поршнем и торцом
клапана 27 появляется зазор, который соединяет полость Д с
атмосферой. Заполняя вакуум, наружный воздух поступает через фильтр
30, проходит между передним концом толкателя и торцом клапана и
далее по каналу С попадает в полость Д, создавая давление на корпус
20 клапана через диафрагму 21, разделяющую усилитель на полости, и
тем самым снижает необходимое усилие водителя на тормозную педаль.
Развиваемое на корпус клапана давление зависит от степени разрежения
во впускной трубе двигателя и от усилия нажатия на тормозную педаль.
Вместе с корпусом клапана перемещается и шток 17. Выбрав зазор между
наконечником и поршнем 15, шток перемещает поршень вперед.
При отходе от ограничительного винта задняя кромка кольцевой канавки
поршня прижимается к уплотнителю 9 и разобщает полость гидропривода
передних тормозов от полости питательного бачка. С этого момента при
дальнейшем продвижении поршня 15 в полости гидропривода передних
тормозов давление тормозной жидкости передается по трубопроводам и
тормозным шлангам 6 во внутренние колесные цилиндры и далее по
соединительным трубкам в наружные колесные цилиндры передних
тормозов.
Под давлением тормозной жидкости, преодолевая упругую деформацию
уплотнительных колец, поршни 4 выдвигаются из колесных цилиндров 5
до соприкосновения с тормозными колодками. При дальнейшем
возрастании давления тормозные колодки зажимают тормозные диски 1,
затормаживая вращение передних колес. Если в этот момент водитель
прекратит нажим на педаль, но, не снимая ноги, оставит ее нажатой,
то корпус 20 клапана пройдет вперед под давлением атмосферного
воздуха на величину зазора между упорной пластиной 25 и канавкой
поршня 26. При этом освобожденный торец клапана 27, дойдя до торца
поршня 26. перекроет поступление атмосферного воздуха в полость Д, а
избыток давления воздуха в полости Д перейдет в вакуумную полость А
через вновь открывающуюся кольцевую щель, канал В и далее во
впускную трубу двигателя. Давление в обеих полостях уравновесится и
серводействие усилителя прекратится.
Если возобновить нажим на педаль 47, то под действием возрастающего
давления тормозной жидкости в полости гидропривода передних тормозов
начнет перемещаться поршень 11 гидропривода задних тормозов. С
начала перемещения поршня повторится та же последовательность
взаимодействия деталей, сопряженных с этим поршнем.
Возрастающее давление тормозной жидкости в полости гидропривода
задних тормозов будет передаваться по трубопроводам в регулятор
давления и далее а колесные цилиндры 34. Перемещаясь под давлением
тормозной жидкости, поршни 44 раздвигают и прижимают тормозные
колодки 43 к поверхности трения тормозных барабанов.
С начала торможения масса автомобиля стремится переместиться вперед,
нагрузка на переднюю подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается.
Благодаря этому задок кузова начинает подниматься, короткое плечо 42
рычага привода регулятора опускается вниз, так как длинное плечо
рычага, связанное с балкой заднего моста (см. листы 23 и 25),
копирует перемещение подвески. Поршень 36 под давлением тормозной
жидкости, преодолевая сопротивление пружины 40, начинает опускаться.
Полное торможение
В момент полного торможения движущегося автомобиля происходит
максимальное перемещение нагрузки с задней подвески на переднюю и
наибольший подъем задка кузова. Сцепление задних колес с дорогой
ослабевает. Поршень 36 регулятора, опускаясь ниже, соприкасается
своей головкой с уплотнителем 38 и перекрывает подачу жидкости в
колесные цилиндры задних тормозов. Дальнейшее затормаживание задних
колес прекращается, возможное проскальзывание колес относительно
дороги и занос автомобиля предотвращаются.
До тех пор, пока задок кузова не опустится и короткое плечо 42 не
поднимет поршень 36, он останется прижатым к уплотнителю разностью
сил, приложенных к головке поршня с Двух сторон: сверху давление
тормозной жидкости в колесных цилиндрах, умноженное на площадь
головки; снизу давление тормозной жидкости от главного тормозного
цилиндра, умноженное на значительно меньшую площадь нижнего пояска
головки, а также усилие сжатия пружины 40 и усилие закрутки рычага
привода.
При выходе из строя контура гидропривода задних тормозов давление
тормозной жидкости, развиваемое при продвижении поршня 15,
передвигает поршень II до упора в пробку 48. При этом отверстия,
сообщающие полость гидропривода задних тормозов с питательным бачком
и с трубопроводом, будут перекрыты, утечки тормозной жидкости не
произойдет, а контур гидропривода передних тормозов сохранит полную
работоспособность. В этом случае возрастут лишь полный ход тормозной
педали и тормозной путь автомобиля.
При выходе из строя контура гидропривода передних тормозов поршень
18 продвинется вперед до упора в поршень 11, перекроет
компенсационное отверстие, сообщающее полость с питательным бачком,
и при дальнейшем нажатии на тормозную педаль приведет в действие
контур гидропривода задних тормозов. Полный ход педали и тормозной
путь автомобиля также увеличатся.
Растормаживание
Если освободить педаль, то она стремится вернуться в исходное
положение. Освобожденная педаль усилием оттяжной пружины 32 тянет за
собой толкатель 31 и поршень 26. Поршень, соприкоснувшись с торцом
клапана 27, закрывает доступ наружного воздуха в полость Д. Торец
клапана отходит от краев отверстия под поршень 26 и открывает
проход, сообщающий полость Д с полостью А через канал В.
Серводействие усилителя прекращается, и тормозная педаль, корпус 20
клапана вместе со ii)током 17 возвращаются в исходное положение. Не
испытывая давления со стороны штока, поршни 11 и 15 под действием
возвратных пружин отходят назад, исходное положение до упора в
ограничительные винты 8. При возврате распорные кольца 13, упираясь
в ограничительные винты, отводят уплотнители 9 к передней стенке
кольцевой канавки поршней и сообщают полости главного цилиндра с
питательным бачком.
Поршни 4 переднего тормоза отводятся в нерабочее положение
сокращением упругой деформации уплотнительных колец 3, а поршни 44
заднего тормоза - сокращением стяжной пружины 49. Излишек тормозной
жидкости перетекает через компенсационные отверстия в питательный
бачок.