Поршень. Поршень 3 (рис. 6) отлит из алюминиевого сплава.
Наружная поверхность поршня покрыта слоем олова для улучшения
прирабатываемости. Юбка поршня в поперечном сечении овальная, а по
высоте имеет коническую форму: в верхней части меньший диаметр, чем
в нижней. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в
плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4
мм от днища поршня. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода
масла к поршневому пальцу.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 2 мм в
правую сторону двигателя. Для правильной установки поршня в цилиндр
около отверстия под поршневой палец имеется метка "П", которая
должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов через 0,01 мм,
а по диаметру отверстия под поршневой палец - на три категории через
0,004 мм. Класс поршня (буква) и категория отверстия под поршневой
палец (цифра) указаны на днище поршня.
Поршень и соответствующий ему цилиндр, как правило, относятся к
одному классу так же, как и поршень с поршневым пальцем к одной
категории.
В запасные части поставляются поршни номинальных размеров классов А,
С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру,
так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием
размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень
класса С. Кроме того, при ремонте двигателей поршни обычно заменяют
у изношенных цилиндров, поэтому к незначительно изношенному
цилиндру, имевшему класс В, может подойти поршень класса С. Главное
при подборе поршня - обеспечение необходимого монтажного зазора
между поршнем и цилиндром.
Рис. 6. Поршень с шатуном в сборе: 1 - гайка
болта крепления крышки; J - вкладыш шатунного подшипника; 3 -
поршень; 4 - поршневой палец; 5 - канавка для маслосъемного кольца;
6 - канавка для нижнего компрессионного скребкового кольца; 7 -
канавка для верхнего компрессионного кольца; 8 - шатун; 9 -
отверстие в шатуне для прохода масла; 10- крышка шатуна
Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и
0,8 мм наружным диаметром.
На двигателях 2121 применяются такие же поршни, как на Двигателях
2106 и 21011. Их легко отличить от поршней других двигателей по
цилиндрической выемке на днище поршня диаметром 55 мм и глубиной 1,9
мм.
Поршневые кольца. На поршне установлены два компрессионных и одно
маслосъемное кольца. Все они изготовлены из чугуна.
Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца бочкообразной
формы, хромированная. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа
(с выточкой по наружной поверхности), фосфатированное. Маслосъемное
кольцо имеет прорези для снимаемого с цилиндра масла и внутреннюю
разжимную витую пружину.
Кольца ремонтных размеров поставляются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм
наружным диаметром.
Поршневой палец. Поршневой палец 4 (см. рис. 6) стальной,
цементированный, трубчатого сечения, запрессован в верхнюю головку
шатуна с натягом и свободно вращается в бобышках поршня.
По наружному диаметру пальцы разбиты на 3 категории через 0,004 мм.
Категория пальца маркируется на торце пальца соответствующим цветом:
первая категория - синим, вторая - зеленым, третья - красным.
Шатун. Шатун 8 (см. рис. 6) стальной, кованый. Нижняя головка шатуна
разъемная, в ней устанавливаются вкладыши 2 шатунного подшипника.
Шатун обрабатывается вместе с крышкой 10, поэтому она
невзаимозаменяема с крышками других шатунов. Чтобы при сборке не
перепутать крышки шатунов, на шатуне и его крышке (сбоку) имеется
клеймо номера цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке
цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.
Для смазки стенок цилиндра в шатуне имеется отверстие 7, из которого
разбрызгивается масло.