Головка цилиндров и клапанный механизм,
конструктивные особенности
Головка цилиндров. Общая для четырех цилиндров, отлита из
алюминиевого сплава. В головке расположена камера сгорания
клиновидной формы и запрессованы седла клапанов и направляющие
втулки, изготовленные из чугуна. Рабочие фаски седел обрабатываются
после запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспечить
точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Отверстия в направляющих втулках обрабатываются после запрессовки
втулок в головку цилиндров для обеспечения точности диаметра и
расположения по отношению к рабочим фаскам седла и клапана. В
отверстиях направляющих втулок имеются спиральные канавки для
смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины
длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине
отверстия. На наружной поверхности направляющих втулок имеется
проточка, куда вставляется стопорное кольцо. Оно обеспечивает
точность положения втулок при запрессовке их в головку цилиндров и
предохраняет их от возможного выпадания.
Сверху на направляющие втулки надеваются маслоотражательные колпачки
3 (рис. 14) из тепломаслостойкой резины со стальным арматурным
кольцом. Колпачки охватывают стержень клапана и служат для
уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между
направляющей втулкой и стержнем клапана.
На двигателях 2121 устанавливается унифицированная головка
цилиндров 21011-1003015-10, т. е. одинаковая для всех двигателей ВАЗ
(кроме 2105 и 2108). Номер головки отливается в ее верхней части со
стороны свечей зажигания.
Клапанный механизм. Клапаны приводятся в действие распределительным
валом 6 через стальные рычаги, качающиеся на сферической головке
регулировочного болта 7. Болт удерживается от самоотвертывания
контргайкой 8.
Клапан 2 имеет две цилиндрические пружины: наружную и внутреннюю,
опирающиеся на две опорные шайбы. Верхняя опорная тарелка пружин
удерживается на стержне клапана двумя сухарями, имеющими в сложенном
виде форму усеченного конуса.
Впускной клапан изготавливается из хромоникельмолибденовой стали.
Выпускной клапан работает при высоких температурах в агрессивной
среде выпускных газов, поэтому он сделан свариваемым из двух частей.
Стержень клапана изготавливается из хромоникельмолибденовой стали,
имеющей хорошую износостойкость и теплопроводность для эффективного
отвода тепла от тарелки клапана к его направляющей втулке. Тарелка
клапана изготавливается из жаропрочной хромоникельмарганцовистой
стали. Кроме того, для уменьшения износа рабочей фаски на <ее
наплавляется специальный жаростойкий сплав.
Для повышения износостойкости стержней оба клапана азотируются, а
торцы стержней, на которые опираются рычаги, закалены токами высокой
частоты.