Система смазки (рис. 29) комбинированная. Под давлением
смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры и
кулачки распределительного вала, подшипники вала и шестерня привода
масляного насоса и распределителя зажигания. Разбрызгиванием
смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами,
поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного вала,
опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих
втулках.
Масло с масляного картера засасывается масляным насосом 14 и по
каналу в блоке цилиндров подается к полнопоточному фильтру. Из
фильтра масло поступает по каналу /6 в главную масляную магистраль
7, а из нее к коренным подшипникам и двум подшипникам вала 19
привода масляного насоса и распределителя зажигания. От коренных
подшипников масло через внутренние каналы 10 коленчатого вала
поступает к шатунным подшипникам и от них через отверстия в нижних
головках шатунов за счет разбрызгивания попадает на стенки
цилиндров.
К опорам и кулачкам распределительного вала масло попадает по каналу
6 в блоке и головке цилиндров и через магистральный канал в
"распределительном валу 2. Цепь привода распределительного вала
смазывается маслом, которое выдавливается из передней опоры
распределительного вала и передней втулки вала привода масляного
насоса и распределителя зажигания.
Датчики указателя давления масла и контрольной лампы устанавливают
на блоке цилиндров и соединяются с масляной магистралью. Контрольная
лампа на панели приборов зажигается в момент пуска двигателя и
падения давления масла. Лампа должна гаснуть при работающем
двигателе, когда давление масла достаточно для нормальной смазки. В
отдельных случаях при нагретом масле лампа может гореть, когда
двигатель работает на малых оборотах холостого хода.
Нормальное давление масла при 85 "С и 5600 мий-1 - 0,35-0,45 МПа.
Минимальное давление масла при минимальной частоте вращения
коленчатого вала (820-900 mhiT1 или 720-800 мин-1 для двигателей с
карбюраторами 2106-1107010) должно быть не менее 0,05 МПа.
Масляный насос. Шестеренчатого типа, устанавливается внутри картера
и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня 5 (рис.
30) неподвижно закреплена на валике и поставляется в запасные части
в комплекте с валиком 3. Ведомая шестерня 7 свободно вращается на
оси 4, запрессованной в корпусе 6 насоса.
Рис. 29. Система смазки: 1 - канал в ведомой
звездочке для подачи масла к цепи; 2 - распределительный вал; 3 -
кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала;
4 - канал в кулачке распределительного вала; 5 - канал в опорной
шейке распределительного вала; 6 - канал в блоке цилиндров для
подачи масла к механизму газораспределения; 7 - главная масляная
магистраль; 8 - электрический датчик указателя давления масла и
датчик контрольной лампы давления масла; 9 - канал подачи масла к
коренному подшипнику; 10 - канал подачи масла от коренного
подшипника к шатунному; 11 - перепускной клапан масляного фильтра;
12 - бумажный фильтрующий элемент; 13 - противодренажный клапан
масляного фильтра; 14 - масляный насос; 15 ~ канал подачи масла от
насоса к фильтру; 16 - канал подачи масла из масляного фильтра в
главную масляную магистраль; 17 - канал для подачи масла к шестерне
привода масляного насоса и распределителя зажигания; 18 - канал
подачи масла к подшипникам валика привода масляного насоса и
распределителя зажигания; 19 - валик привода масляного насоса и
распределителя зажигания
Рис. 30. Масляный насос
Рис. 31. Схема вентиляции картера двигателя
К корпусу насоса крепится маслоприемный патрубок 11с фильтрующей
сеткой 12 и встроенным редукционным клапаном 10, который поджимается
к отверстию крышки 8. Давление срабатывания клапана обеспечивает
пружина 9 соответствующей упругости. Давление не регулируется. Длина
пружины редукционного клапана в свободном состоянии 38 мм, под
нагрузкой 62,3+2 Н 20 мм.
Привод масляного насоса осуществляется цепной передачей от звездочки
коленчатого вала на звездочку вала привода масляного насоса и
распределителя зажигания, который установлен в блоке цилиндров в
сталеалюминиевых втулках. Вал имеет винтовую шестерню 2, находящуюся
в зацеплении с шестерней 1 привода масляного насоса. Шестерня 1
вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блоке
цилиндров. В шлицевое отверстие шестерни 1 входят шлицы валиков
масляного насоса и распределителя зажигания.
Масляный фильтр. Полнопоточный, неразборный, в стальной корпус
устанавливается бумажный фильтрующий элемент 12 (см. рис. 29).
Фильтр имеет резиновый противодренажный клапан 13, не позволяющий
стекать маслу из системы при остановке двигателя, и перепускной
клапан 11, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента.
Фильтр навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется
каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для
снятия его используется приспособление А. 60312 (см. рис. 53). При
установке фильтра рекомендуется завертывать его вручную без помощи
приспособления.
Принудительная вентиляция картера двигателя. Картерные газы
отсасываются по шлангу 5 (рис. 31), надетому на патрубок крышки 6
маслоотделителя 7, в вытяжной коллектор 3, размещенный под воздушным
фильтром. Из вытяжного коллектора газы могут отсасываться двумя
путями: минуя фильтрующий элемент 2 и далее через карбюратор во
впускную трубу двигателя; через шланг 1 в золотниковое устройство
карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.
Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при
различной частоте вращения коленчатого вала. Устройство состоит из
золотника 10 на оси 11 дроссельной заслонки первичной камеры и
калибровочного отверстия 12. Золотник имеет канавку 9.
При малой частоте вращения (А) коленчатого вала (при закрытых
дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор
незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 1, а
затем через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство
карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество
отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину
разрежения за дроссельной заслонкой.
С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании
дроссельной заслонки золотник поворачивается и открывает
дополнительный путь для газов по канавке 9 (В). Газы отсасываются
как по шлангу 1, так и в воздушный фильтр. Общее количество
отсасываемых газов увеличивается.
При высокой частоте (В) вращения коленчатого вала (первичная
дроссельная заслонка полностью открыта) основная масса газов
отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим
элементом 2.
При работе двигателя картерные газы проходят через маслоотделитель
7, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 8. В шланге 5
установлен пламегаситель 4, не допускающий прорыва пламени в картер
при "хлопках" в карбюратор.