Раздаточная коробка (рис. 92) передает крутящий момент на
передний и задний мосты. Изменение величины передаваемого крутящего
момента обеспечивают две передачи с передаточными числами 1,2 и
2,135.
Валы, передающие крутящий момент на передний и задний мосты, связаны
между собой межосевым дифференциалом, что обеспечивает постоянный
привод обоих ведущих мостов и улучшение устойчивости автомобиля. Для
увеличения проходимости автомобиля дифференциал может блокироваться.
Ведущий вал 18 установлен на двух шариковых подшипниках 11,
расположенных в гнездах передней крышки 9 и картера 15 раздаточной
коробки. Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между
буртиком ведущего вала и упорным кольцом 10 подшипника при помощи
гайки и фланца 44, установленного на шлицах вала 18. Между фланцем
ведущего вала и упорным кольцом подшипника до 1986 г. устанавливался
маслоотражатель. Впоследствии он был аннулирован. Передний
подшипник, упорное кольцо подшипника и маслоотражатель закрываются
крышкой 9, в которой расположен сальник 1. В осевом направлении вал
фиксируется установочным кольцом, расположенным в канавке заднего
подшипника. Это кольцо зажато между картером 15 и задней крышкой 19.
На ведущем валу задний подшипник крепится гайкой с упорной шайбой.
Гайка после затягивания стопорится за счет загибания ее кромки в
пазы вала.
Шестерня 12 высшей передачи вращается на термообработанной шейке
ведущего вала. Она имеет 2 зубчатых венца. Большой венец шестерни
находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала
21; с малым венцом шестерни соединяется муфта 14 при включении
высшей передачи.
Шестерня 16 низшей передачи также имеет два венца: с малым венцом
заходит в зацепление муфта 14 при включении низшей передачи, а
большой венец находится в постоянном зацеплении с шестерней
промежуточного вала. Шестерня 16 вращается на термообработанной
втулке 17, которая имеет тугую посадку на ведущем валу. Между
шестернями 12 и 16 на шлицах вала насажена ступица 13 муфты
переключения передач.
Промежуточный вал 21 изготовлен в виде блока двух косозубых
шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с шестернями
высшей и низшей передач ведущего вала. Передний конец вала опирается
на роликовый цилиндрический подшипник 7, задний - на шариковый
подшипник 20. От осевого смещения вала удерживается установочным
кольцом, расположенным в канавке заднего подшипника. Установочное
кольцо зажато между картером 15 и задней крышкой 19. На валу
подшипник крепится гайкой с упорной шайбой. В перёдний торец
промежуточного вала запрессована ведущая шестерня 4 привода
спидометра. Ведомая шестерня 3 привода спидометра выполнена из
пластмассы и неразъемно соединена со своим валиком, который
вращается во втулке и на выходе уплотняется сальником.
Вал 43 привода переднего моста имеет зубчатый венец, служащий для
блокировки дифференциала. Передний конец вала опирается на шариковый
подшипник 40, который размещен в картере 34 переднего моста.
Фиксация шарикового подшипника и фланца 44 на валу такая же, как и
на ведущем валу. От осевого смещения подшипник удерживается
установочным кольцом, расположенным в канавке картера привода
переднего моста. Задний конец вала соединяется шлицами с шестерней
32 привода переднего моста дифференциала.
Вал 24 привода заднего моста по своей конструкции и установке
аналогичен валу привода переднего моста, однако не имеет зубчатого
венца блокировки дифференциала.
Дифференциал состоит из разъемного корпуса 22, обе части которого
соединены болтами. Эти же болты крепят к корпусу дифференциала венец
ведомой шестерни 33, которая находится в постоянном зацеплении с
шестерней промежуточного вала.
Корпус дифференциала вращается на двух шариковых подшипниках.
Передний подшипник имеет стопорное кольцо 36, которое фиксирует
корпус в осевом направлении. В канавке корпуса дифференциала
стопорное кольцо распирается пружинной шайбой 35. На передней части
корпуса имеются шлицы, на которых расположена муфта 37 блокировки
дифференциала. В отверстие корпуса дифференциала установлена ось 27
сателлитов, удерживаемая от выпадания двумя стопорными кольцами 28,
под одно из которых устанавливается пружинная шайба 31. На оси
расположены два сателлита 26 с опорными шайбами. Они находятся в
постоянном зацеплении, с шестернями 25 и 32 привода мостов.
Картер 15 раздаточной коробки отлит из алюминиевого сплава.
Передняя и задняя крышки раздаточной коробки крепятся к картеру
шпильками и гайками по всему периметру разъема. Точность
центрирования базисных деталей обеспечивают два установочных штифта,
на которые устанавливается передняя крышка. Между картером и
крышками установлены уплотнительные прокладки. В передней крышке
находятся маслоналивное и маслосливное отверстия, закрываемые
резьбовыми пробками 2 и 5. В верхней части картера имеется люк,
закрываемый крышкой.
Привод раздаточной коробки (рис. 93) механический. Рычаг 14
переключения передач шарнирно установлен в проушинах кронштейна 13
на оси. Ось проходит через капроновые втулки 9, которые установлены
в отверстие рычага, и удерживается стопорной шайбой 8. Нижний конец
рычага входит в паз штока 12 и уплотнен в нем фигурной пружиной 5.
Такое уплотнение уменьшает шум рычага при движении автомобиля.
Вялка 17 включения передач заходит в паз скользящей муфты 16
включения передач, а на штоке крепится стопорным болтом. Отверстие,
через которое проходит шток, уплотняется сальником и защищается
резиновым чехлом 4. В нейтральном и включенном положениях шток 12
удерживается шариковым фиксатором, состоящим из шарика 19 и пружины
21. Детали фиксатора размещены в стальной втулке 20, запрессованной
в отверстие картера раздаточной коробки.
Муфта 2 блокировки дифференциала расположена на шлицевой части
корпуса дифференциала. При блокировке дифференциала она соединяет
вал привода переднего моста с корпусом дифференциала. В паз муфты
заходит вилка 1, закрепленная на штоке 6 болтом. Шток вилки
блокировки дифференциала фиксируется аналогично со штоком 12 вилки
включения передач.
В крышку 7 картера привода переднего моста ввернут выключатель 22
контрольной лампы, который замыкает цепь лампы при включении
блокировки дифференциала.
Раздаточная коробка крепится на автомобиле на двух кронштейнах 23.
Каждый кронштейн состоит из корпуса, в который запрессована опора с
резиновой подушкой 25. Кронштейн в сборе крепится на оси 24 гайкой с
шайбой. Кронштейны подвески раздаточной коробки имеют овальные
отверстия под болты крепления раздаточной коробки к лонжеронам
автомобиля. Для обеспечения центрации и правильной установки
раздаточной коробки по отношению к коробке передач под кронштейны
подвески установлены регулировочные прокладки 3 (рис. 94).