Определение состояния деталей передней подвески на автомобиле
При каждом техническом обслуживании, а также при ремонте
проверяют состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески,
обращая особое внимание на отсутствие механических повреждений
чехлов, осматривают детали подвески, проверяя при этом, нет ли
следов задевания о дорожные препятствия или кузои, нет ли трещин на
деталях, деформаций осей нижних рычагов (определяется осмотром),
поперечины или рычагов подвески и элементов передка кузова.
Проверяют состояние шаровых и резинометаллических шарниров.
Деформация поперечины передней подвески. Определяется замером
расстояния между наружными поверхностями кронштейнов поперечины в
зоне болтов крепления осей верхних рычагов. Это расстояние должно
быть (736+1) мм. Если поперечина деформирована так, что невозможно
отрегулировать углы установки колес шайбами при удовлетворительном
состоянии всех элементов подвески и передка кузова, поперечину
заменяют.
Состояние резинометаллических шарниров. Проверяют после того, как
убедятся в отсутствии деформации рычагов подвески, оси нижнего
рычага, поперечины подвески. Для этого вывешивают передние колеса
автомобиля и замеряют радиальное смещение А (рис. 124) наружной
втулки 2 относительно внутренней втулки <? и расстояние Б между
упорной шайбой 5 и внешним торцом наружной втулки 2. Подтягивают
гайки 3 на оси 4.
Резинометаллические шарниры подлежат замене при разрывах и
одностороннем выпучивании резины 1, при подрезании и износе резины
по торцам шарниров, если радиальное смещение А наружной втулки
относительно внутренней превышает 2,5 мм, а также, если размер В не
укладывается в пределы 3- 7,5 мм. Если размер В выходит за указанные
пределы, то проверяют правильность запрессовки резино-металлического
шарнира в гнездо рычага.
Проверка зазора в верхних шаровых шарнирах. Для проверки зазора в
верхних шаровых шарнирах (рис. 125) устанавливают автомобиль на
ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием, поднимают правую
(левую) переднюю часть автомобиля и снимают колесо. Устанавливают
под нижний рычаг ближе к шаровому пальцу деревянную колодку 7
высотой 230 мм и опускают на нее автомобиль. Проверяют, не выступает
ли смола из литникового отверстия корпуса верхнего шарового пальца.
При необходимости зачищают ее напильником, чтобы не было
погрешностей при замере.
Рис. 125. Проверка зазора в верхних шаровых шарнирах подвески
Закрепляют кронштейн 4 индикатора приспособления на верхнем конце
поворотного кулака, устанавливают индикатор 2 по центру сферы корпуса 3
шарового пальца с небольшим предварительным поджатием, а затем совмещают
нулевое деление шкалы индикатора со стрелкой. Закрепляют на верхнем
рычаге 1 передней подвески вильчатый рычаг 5 длиной 0,7 мм и создают
динамометрическим ключом 6 или вильчатым рычагом 5 в вертикальном
направлении момент 196 Н-м (на конце вильчатого рычага - 294 Н-м)
сначала на вдавливание, а затем на выдергивание шарового пальца из
корпуса шарнира. При этом фиксируют соответствующее максимальное
отклонение стрелки индикатора и подсчитывают значение зазора в верхнем
шаровом шарнире, сложив величины отклонений от нулевого положения.
Суммарные показания индикатора не должны превышать 0,8 мм.
Проверка и регулировка углов установки передних колес. Выполняются на
специальных стендах. Проверка углов установки колес обязательна, если
проводится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за
собой изменение углов установки колес.
Контроль и регулировку углов установки колес выполняют на автомобиле под
статической нагрузкой 3138 Н (4 чел. и 40 кг в багажнике). Углы
установки колес должны иметь следующие значения:
Продольный угол наклона оси поворота ............. 3°30'+30'
Схождение ................................. (3+1) мм
Перед регулировкой углов установки колес проверяют давление воздуха в
шинах, осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес, исправность
амортизаторов (отсутствие заклинивания штоков), радиальное и осевое
биение шин (не более 3 мм), зазор в шаровых шарнирах подвески и
свободный ход рулевого колеса. Если при этом обнаружены неисправности,
то их устраняют.
После установки автомобиля на стенд непосредственно перед контролем
углов "прожимают" подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в
392-490 Н (направленное сверху вниз) сначала на задний буфер, а потом на
передний. В первую очередь проверяют и регулируют угол продольного
наклона оси поворота, затем угол развала и после этого схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота регулируют изменением количества
регулировочных шайб 32 (см. рис. 123), установленных между осью верхнего
рычага и кронштейном поперечины (табл. 16). Для регулировки угла
продольного наклона оси поворота отвертывают гайки крепления оси
верхнего рычага передней подвески и переставляют шайбы с одного болта на
другой до получения нормального значения угла. Угол продольного наклона
оси поворота увеличивается при перестановке шайб с заднего болта на
передний и уменьшается при обратной перестановке. После перестановки
шайб затягивают гайки динамометрическим ключом и проверяют правильность
угла продольного наклона оси поворота.
Таблица 16
Угол развала передних колес регулируют также изменением количества шайб
32 (см. рис. 123). Для уменьшения угла развала снимают с обоих болтов
одинаковое количество шайб, а для увеличения - добавляют.
Схождение передних колес. Для регулировки схождения ослабляют стяжные
хомутики боковых тяг и ключом 02.7813.9500 повертывают обе муфты на
одинаковую величину в противоположных направлениях. Таким образом муфты
навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг. Ключ
02.7813.9500 выполнен по аналогии с трубными ключами и может ими
заменяться.