Стартер СТ-221 (рис. 169) представляет собой четырехполюсный,
четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным
возбуждением, с электромагнитным включением шестерни привода и
дистанционным управлением.
Крышки и корпус стартера стянуты шпильками, которые ввертываются в
крышку 7 и изолированы пластмассовыми трубками. В корпусе
установлены четыре полюса 15 - два с сериесными обмотками,
включенными в цепь последовательно с якорем, а два с шунтовыми
обмотками (катушками), включенными параллельно.
Якорь 14 стартера состоит из вала, сердечника с обмоткой и
коллектора. Сердечник набран из пластин электротехнической стали,
напрессованных на среднюю часть вала, и имеет пазы полузакрытой
формы, в которые уложена обмотка якоря. Коллектор состоит из
армированного двумя стальными кольцами пластмассового основания, на
котором установлены изолированные друг от друга медные пластины -
ламели коллектора.
Вал якоря вращается в двух пористых металлокерамических втулках
3, запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой
свободный ход вала якоря регулируется подбором шайб 2 и должен бьггь
в пределах 0,07- 0,7 мм.
На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий
из роликовой муфты 5 свободного хода и шестерни 1. На ступице муфты
установлены пластмассовые диски - центрирующий с поводковым стальным
кольцом 6 и ограничительный. Пружиной они прижаты к стопорному
кольцу на ступице. Ступица имеет с одной стороны внутренние винтовые
шлицы и может, поворачиваясь, перемещаться по винтовым шлицам вала
якоря. С другой стороны в ступицу запрессован пропитанный маслом
металлокерамический вкладыш, скользящий по гладкой части вала.
Шестерня имеет латунную втулку с включениями графита.
В крышке 13 закреплены заклепками 4 щеткодержателя с
медно-графитовыми щетками. Два щеткодержателя изолированы от крышки
пластмассовыми пластинами. Это щеткодержатели положительных щеток. К
ним присоединяются выводы сериесных катушек статора. Другие два
щеткодержателя прикреплены непосредственно к крышке и,
следовательно, соединены с массой. К одному из них присоединяется
вывод шунтовых катушек. Щетки прижимаются к коллектору спиральными
пружинами.
К крышке 7 крепится тяговое реле стартера, состоящее из якоря 8,
обмотки 9, контактной пластины 10 и крышки 11 с контактными болтами
12. Тяговое реле включает стартер и вводит шестерню 1 в зацепление с
венцом маховика.
Размеры деталей реле и привода подобраны так, что замыкание
контактов реле происходит, когда шестерня еще только частично вошла
в зацепление с венцом маховика. Якорь стартера начинает вращаться,
ступица муфты свинчивается со шлицев вала якоря и шестерня
досылается до упора в кольцо 21, полностью входя в зацепление с
маховиком.
С 1983 г. на стартерах СТ-221 применяется тяговое реле с двумя
обмотками - втягивающей и удерживающей. При включении стартера
сначала работают обе обмотки. А после замыкания контактов тягового
реле втягивающая обмотка отключается, и якорь реле удерживается во
включенном положении одной удерживающей обмоткой.
С 1986 г. на автомобилях устанавливается стартер 35.3708, имеющий
торцовый коллектор, а также три сериесных обмотки статора и одну
шунтовую. Торцовый коллектор выполнен в виде пластмассового диска с
залитыми в нем медными пластинами. В остальном конструкция стартера
35.3708 такая же, как у стартера СТ-221. Тяговое реле -двухобмоточное.
Схема соединений стартера СТ-221 показана на рис. 170.