Глава 1. Крепление арматуры и соединение
отформованных конструкций
1.13. Заделка подкладок
Формованная конструкция в месте установки на ней арматуры должна быть
обязательно усилена. В качестве усиливающего ее элемента широко
используют свободно установленные или приформованные подкладки; место
установки арматуры становится более массивным, а действующая нагрузка
распределяется на большую площадь формованной конструкции.
Рис. 7. Подкладки под арматурой: а - полностью
заделанные; б - открытые; в - из перфорированного стального листа.
Чаще всего подкладки изготовляют из дерева - самого доступного,
дешевого и легко поддающегося обработке материала. Кроме дерева можно
использовать металл или туфнол. При выполнении работ самого высокого
класса применяют штампованные подкладки из перфорированного
металлического листа (рис.7).
Перед установкой подкладки зачистите поверхность конструкции
шлифовальной шкуркой для удаления выступов и обработайте подкладку так,
чтобы она плотно прилегла к своему месту. Просверлите отверстия.
Приформуйте подкладку, используя заделочный компаунд, уплотнительный
состав или мокрый стекломат. Размеры подкладки выбирайте с учетом
назначения арматуры, величины и направления действия нагрузки. Имеют
значение толщина отформованной конструкции, площадь свободного
пространства в месте установки подкладки и наличие поблизости от него
прочных конструктивных элементов. Подкладка под арматуру, которая
воспринимает большие нагрузки, должна быть достаточной для распределения
нагрузки на значительную площадь. Ее необходимо соединить с прочными
элементами конструкции или опереть на подкрепляющие связи. Возможно,
сначала понадобится укрепить отформованную конструкцию для придания ей
дополнительной прочности. Чтобы уменьшить концентрацию напряжений, все
углы нужно тщательно скруглить, а с кромок снять фаски.
Подкладка может быть включена в конструкцию путем на-формовки материала
поверх нее. В этом случае она перестает быть самостоятельной деталью,
присоединяемой с применением уплотнительных элементов, и становится
частью конструкции, обеспечивая ее местное утолщение, способное вынести
значительные нагрузки. Подкладку лучше открыто устанавливать на
поверхности, чем слегка и неаккуратно заделывать в конструкцию, оставляя
негерметичные участки, через которые будет просачиваться вода, и
карманы, в которых она будет скапливаться. Кроме того, возможно, заделка
окажется пористой. Подкладки часто включаются в конструкцию в процессе
ее формования, но нужно внимательно следить за тем, чтобы они точно
заняли предназначенное для них место. Если подкладка имеет большие
размеры, можно допустить некоторую свободу в выборе места установки как
подкладки, так и арматуры. Заделывать подкладку в конструкции не
обязательно, сквозное крепление арматуры будет надежно ее удерживать.
Однако, если подкладка установлена на герметизирующем составе, то в
месте ее крепления возможно появление течи.
Если на арматуру (и подкладку) действуют сжимающие или срезывающие
усилия, то простой заделки достаточно. Но если нагрузка может вызвать
значительное растяжение, т. е. она действует так, что стремится оторвать
подкладку от формованной конструкции, необходимо сквозное крепление
подкладки, чтобы не произошло расслоения. Расслоение произойдет лишь в
том случае, если подкладка и арматура размещены по одну сторону от
формованной конструкции. При расположении их по разные стороны от
конструкции (см. рис. 6) расслоение невозможно.
Если нет опасений, что нагрузка будет растягивающей, деревянную
подкладку закрепляют шурупами, но если такие опасения есть, используют
металлические болты. Все основные крепительные утки и планки, стойки,
направляющие для проводки снастей, проушины, вант-путенсы и комингсы
крепят болтами. Кормовой буртик, доски деревянного настила, банки и
большую часть деревянной оснастки в обычных случаях устанавливают на
шурупах. Однако выбор способа крепления прежде всего зависит от размеров
и назначения судна. Требования, предъявляемые к креплениям крупного
прогулочного судна, могут оказаться излишними для маленькой шлюпки, а
крепления, применяемые на шлюпках, вряд ли окажутся безопасными для
более крупных судов.