Стеклопластиковое судно деформируется гораздо легче, чем деревянное
или стальное. Если вызывающие деформацию напряжения действуют
непродолжительное время и не чрезмерны, то после их снятия судно
благодаря присущей ему упругости сразу же принимает первоначальную
форму. Однако при длительном воздействии напряжений деформация может
превратиться в остаточную вследствие явления ползучести. Наиболее опасен
в этом отношении период между окончанием формования и полным
отверждением, когда конструкции обладают большой эластичностью. Степень
эластичности зависит от использованных материалов, времени, прошедшего
после окончания формования, габаритов и толщины конструкции, методов
формования, квалификации формовщиков и качества возведенного в форме
каркаса. Зачастую судно прогибается так, что становится похожим на
банан.
Очень важно иметь в виду, что на первоначальной стадии постройки судна
стеклопластик быстро отверждается и становится жестким. Форма, которую
имела конструкция в момент отверждения, будет ее постоянной естественной
формой, независимо от того, получена ли она в результате формования или
вследствие появившихся позднее деформаций. Чем скорее в процессе
постройки судна будут соединены основные элементы его конструкции, тем
больше уверенность в том, что стыковка их возможна и подгонка с
применением силы не потребуется.
В ответственный период быстрого отверждения формованные конструкции
должны быть закреплены в надлежащем положении. Нельзя оставлять их без
присмотра, где попало, допускать заполнение водой, переворачивать с боку
на бок, перекашивать. Очевидно, чем больше установлено в форме
подкрепляющих элементов, тем меньше подвержена деформациям формуемая
конструкция. Наиболее уязвима она в первые дни, но особая осторожность
при обращении с ней необходима в течение нескольких месяцев.
Деформации могут возникнуть и позже, под влиянием ползучести. Наиболее
распространенная причина их появления - длительное пребывание судна на
неправильно установленных опорах, например, укладка на неудачно
расположенные деревянные подкладки при перевозке на прицепе или хранение
в течение всей зимы на опорах, к которым оно туго притянуто. В этих
случаях деформации возникают из-за того, что опоры располагаются в
местах, где у судна нет ни шпангоутов, ни переборок, способных
воспринять давление. Как и при вдавливании твердого предмета в
какое-либо надувное сооружение, вмятина, образующаяся в корпусе, должна
получаться тем больше, чем надежнее расклинена опора. В действительности
все это происходит не так просто. Вначале корпус оказывает сопротивление
вдавливанию, и вмятины образуются позже, когда длительное воздействие
напряжений приводит к возникновению ползучести.
Нагревание, в процессе которого стеклопластик размягчается, может
привести к деформации и ускорить появление ползучести. У наиболее широко
используемых в морском судостроении смол точка начала тепловых
деформаций составляет в среднем 60° С. Эта температура ниже температуры
палубы или корпуса судна, хранящегося в перевернутом положении в
тропических условиях. Кроме того, необходимо еще учитывать уменьшение
прочности стеклопластика по мере приближения к точке начала тепловых
деформаций.