Глава 21. Цистерны, трубопроводы и электрооборудование
21.3. Топливные цистерны
Топливные цистерны из стеклопластика одобрены Правилами Регистра
Ллойда при условии их приемлемой конструкции.
В американских стандартах по безопасности возможность применения
стеклопластиков не исключается, но требования к их огнестойкости и
целостности столь высоки, что современные стеклопластики с трудом им
соответствуют. Бензобаки, составляющие одно целое с корпусом, не
одобрены.
Топливные цистерны должны быть массивнее водяных (минимальная толщина
стенки по Правилам, установленным Регистром Ллойда, составляет семь
слоев, т. е. 3 кг/м2) в целях предосторожности против возникновения
протечек. Съемную крышку применять не рекомендуется, она должна быть
закреплена наформовкой поверх соединения. Количество крышек смотровых
люков должно быть сведено к минимуму. В американской практике вообще не
допускается делать крышки смотровых люков. Это требование реализуемо при
наличии стеклопластиковых цистерн; при необходимости доступа внутрь
цистерна может быть срезана и отформована заново.
Не следует допускать, чтобы топливо и грязь застревали в верхней части
или вокруг цистерны, а также пропитывали граничащие с ней материалы и
деревянные балки. Верхняя часть цистерны должна быть куполообразной.
Если же она плоская, то не должна иметь обратного фланца или выступа,
задерживающего топливо.
Для наружной стороны топливных цистерн, в особенности формованных,
рекомендуется применять вспенивающиеся краски или смолы. Они при
нагревании вспухают, образуя изолирующую преграду. Наружная сторона
стеклопластиковых цистерн должна быть отформована с использованием
самозатухающих смол. Некоторые авторитетные специалисты советуют
формовать на основе этих смол все находящиеся поблизости детали,
несмотря на то. что при воспламенении они горят достаточно сильно.
Вспенивающееся покрытие деревянных или стеклопластиковых деталей
обеспечивает гораздо лучшую защиту. Цистерны должны быть оборудованы
вентиляционными трубами, отводимыми за борт, и снабжены пламегасителями.
Пространства, в которых установлены топливные цистерны, необходимо
проветривать.
Внутренние полости топливных цистерн должны быть тщательно отформованы с
обилием смолы на поверхности и аккуратно уложенным слоем поверхностной
сетки для получения обогащенного смолой покрытия. Смола должна обладать
высоким качеством и химической стойкостью.
Качественно отформованная цистерна с достаточной толщиной стенки
непроницаема для паров, т. е. топливо не испаряется, как это происходит
в полиэтиленовой топливной канистре.
Кроме того, не считая крышки, эта конструкция является преимущественно
цельноформованной без сочленений, которые могут быть потенциально
аварийными местами. Фактически цистерну можно изготовить полностью
цельноформованной с раздельными корпусом и крышкой до половины
окончательной толщины стенки или даже меньше, если это выполнимо. Крышка
затем приформовывается в месте соединения, а цистерна достраивается до
полной толщины окончательной обформовкой всей конструкции вместе с
крышкой. Разумеется, разделительно-отражательные перегородки должны быть
установлены внутри до того, как крышка приформована; при этом они
помогут обеспечить жесткость, необходимую в эксплуатации.
Цистерны необходимо очень жестко закрепить предпочтительно скобами. Опыт
показывает, что случайный отрыв стеклопластиковых зажимов или вставок в
штормовых условиях и во время гонок является причиной возникновения
пожара. Такую возможность необходимо исключить.