Глава 22. Техническое обслуживание судов из стеклопластика
22.4. Постановка судна на консервацию
При открытом хранении лучшим средством защиты является тщательно
закрепленный чехол. Он должен охватывать борта до низа. Для этой цели
можно использовать, например, тканый материал. Пластмассовая пленка
склонна к запотеванию. Края должны быть приоткрыты для вентиляции, но не
настолько, чтобы внутрь попадала дождевая вода. Края не должны хлопать
на ветру, так как хлопающий чехол оставляет на поверхности массу
царапин. Легкие и даже килевые суда могут отрываться от земли во время
шторма, когда сорвавшийся чехол тянет судно подобно спинакеру,
вследствие чего оно разрушается.
В то же время, тщательно завязанные веревки - это настоящее бедствие,
они отбивают охоту проводить наблюдение и необходимую работу. При
отсутствии подходящего чехла можно обеспечить защиту стеклопластика
посредством густой полировочной пасты. Можно применять также пленочные
смываемые покрытия, но предварительно следует убедиться в том, что они
отделяются от стеклопластика: некоторые из них снять не удается.
Перед полировкой необходимо тщательно промыть поверхность и очистить
от масляных пятен. Следует обнаружить и заделать трещины и повреждения,
в особенности те, которые способны задерживать воду или частицы льда или
позволяют воде просочиться в трюм.
Суда, хранимые на берегу, необходимо должным образом подкреплять.
Подпорки не должны быть твердыми, иначе сползание .судна может привести
к необратимому искривлению. Киль судна, покоящегося на мягком основании,
может намокать, увеличивая давление на подпорки. Подпорки должны
приходиться на места расположения переборок или шпангоутов.
Систематический контроль осуществляется простукиванием.
Обычно принято считать, что стеклопластиковое судно можно без ущерба
оставить на приколе. Это неверно. Стеклопластик, правда, очень медленно,
но все же впитывает воду, что ведет к появлению осмотических водяных
пузырей на днище. Такие пузыри образуются после 10 лет постоянного
нахождения судна на плаву, особенно в пресной воде. Однако это медленный
процесс. Незначительный ущерб может быть причинен даже качественному
судну, если продержать его на плаву в течение нескольких лет; поэтому
рекомендуется через определенные интервалы, например после каждых пяти
лет, устанавливать судно на берегу для просушки. Это снизит средний
уровень поглощения, который может достигать вредных пропорций. Однако
общего правила установить нельзя. Многое зависит от качественных
характеристик судна, от того, находится ли оно в соленой или пресной
воде, а также от состава красящих пигментов. Такое мнение основывается
на опыте наблюдений, однако оно оспариваемо.
Суда, остающиеся на плаву, должны быть защищены ото льда. Обшивка
стеклопластикового корпуса тонка. Никто не знает, какие неожиданности
может преподнести зима. Попытки вытащить вмерзшее судно бывают подчас
слишком запоздалыми. Лед может образовываться и внутри корпуса, в
местах, где вода скапливается, заполняя пустоты. Это представляет
опасность в районах с холодным климатом. Возможные места заполнения
находятся внутри килей, под внутренней зашивкой и внутри заформованных
деталей. Необходимо обеспечить хорошую вентиляцию помещений. Обычно в
трюме достаточно много деревянных деталей, но при этом мало внимания
уделяется необходимости избегать закрытых пространств или пустот, в
которых застаивается воздух. Оставлять на борту такелаж и снасти
считается допустимым, поскольку стеклопластиковое судно представляет
собой более сухое помещение, чем большинство складов. Однако плесень
может образоваться даже на териленовых парусах и стеклопластиковых
подволоках, причем не на самом материале, а на скоплениях грязи,
кухонных налетов или пятен, оставленных руками. Вентиляция уменьшает
конденсацию.